Противодействие коррупции
Описание
Антикоррупционная хартия
Антикоррупционный рейтинг
Вопросы о Рейтинге

Антикоррупционная политика РСПП отражает приверженность Российского союза промышленников и предпринимателей, его руководства, компаний-членов РСПП высоким этическим стандартам и принципам открытого и честного делового поведения, способствует поддержанию позитивной деловой репутации РСПП, совершенствованию корпоративной культуры и следованию лучшим практикам корпоративного управления.

РСПП обеспечивает открытость и публичность своей антикоррупционной политики, взаимодействует с государственными органами в противодействии коррупции, инициирует коллективные действия бизнеса, направленные на снижение коррупционных рисков. Среди таких инициатив Антикоррупционная хартия российского бизнеса, подписанная 20 сентября 2012 года четырьмя крупнейшими бизнес-союзами России, включая РСПП, Торгово-промышленную палату РФ, «Деловую Россию» «ОПОРА России».

С 2020 года РСПП формирует Антикоррупционный рейтинг российского бизнеса - первый отечественный рейтинг компаний с эффективной антикоррупционной политикой по критериям международного стандарта ISO 37001:2016 «Системы управления противодействием коррупции - Требования и рекомендации по применению» и Антикоррупционной хартии российского бизнеса. Антикоррупционный рейтинг гарантирует открытость, доступность, независимость процедур и критериев, а его методика обеспечивает сопоставимость результатов, которых добиваются крупнейшие российские компании в противодействии коррупции.

Президентом РСПП утверждены руководящие документы: Антикоррупционная политика РСПП, Кодекс этики и служебного поведения в РСПП, а также Антикоррупционная оговорка, подлежащая включению в договоры. Все документы по вопросам противодействия коррупции опубликованы на официальных сайтах РСПП www.rspp.ru и Антикоррупционной хартии российского бизнеса: www.against-corruption.ru.


Антикоррупционная хартия российского бизнеса (официальный сайт Хартии: against-corruption.ru) подписана 20 сентября 2012 года четырьмя крупнейшими бизнес-союзами России: Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» - на ХI Инвестиционном форуме в г.Сочи при участии Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева.

Цель Хартии – активное содействие добровольному внедрению российскими компаниями специальных антикоррупционных программ, предусматривающих процедуры внутреннего контроля, отказ от преференций, закупки на основе открытых торгов, финансовый контроль, обучение и работу с персоналом, содействие правоохранительным органам и другие меры.

Инициатива российского бизнеса находит государственную поддержку и признание соответствия высоким международным стандартам. Задачи реализации Хартии отражаются в Национальных планах противодействия коррупции, утверждаемых указами Президента РФ, учитывается в работе органов исполнительной власти и прокуратуры. РСПП и другие бизнес-союзы активно продвигают предложения по мерам государственной и общественной поддержки компаний-участников Хартии, выносят эти вопросы на обсуждение Президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции и его рабочих групп.

Участие в Хартии и последовательная реализация ее положений становятся для компании подтверждением принятия надлежащих мер по профилактике коррупции, которые согласно требованиям ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязана осуществлять любая организация.

Как работает Хартия? Российский союз промышленников и предпринимателей, ТПП РФ самостоятельно ведут свои разделы сводного Реестра организаций, присоединившихся к Хартии через РСПП либо через систему торгово-промышленных палат.

Для того, чтобы быть включенной в Реестр и получить соответствующее Свидетельство компания должна направить в РСПП или другое бизнес-объединение, подписавшее Хартию, Заявление и Анкету по установленной форме.

Каждые два года в РСПП или в соответствующую торгово-промышленную палату компания представляет самостоятельно заполненную Декларацию о принятых антикоррупционных мерах. Достоверность Декларации может быть предварительно заверена компанией в аккредитованном экспертном центре. Кроме того, компания может пройти процедуру общественного подтверждения через аккредитованный экспертный центр, в этом случае она продолжает оставаться в Реестре в течение 5 лет.

Вопросами управления и развития Хартии занимается Объединенный комитет, в состав которого вошли президенты РСПП, Торгово-промышленной палаты РФ, Деловой России и ОПОРА России.

Антикоррупционная хартия российского бизнеса


Баннер 1_Рейтинг РСПП .png

Антикоррупционный рейтинг российского бизнеса - первый отечественный рейтинг компаний с эффективной антикоррупционной политикой по критериям международного стандарта ISO 37001:2016 «Системы управления противодействием коррупции - Требования и рекомендации по применению» и Антикоррупционной хартии российского бизнеса.

Открытость, доступность, независимость и сопоставимость результатов Рейтингаобеспечивают ПОЛОЖЕНИЕ О РЕЙТИНГЕ и МЕТОДИКА РЕЙТИНГА, определившие процедуры, критерии оценки и классы Рейтинга. Эти документы утверждены Российским союзом промышленников и предпринимателей, с ними также можно ознакомиться на официальном сайте Антикоррупционной хартии российского бизнеса against-corruption.ru.

К участию в Рейтинге по результатам управления противодействием коррупции в 2019 году приглашены 100 крупнейших компаний, действующих в России. Рейтинговый комитет РСПП с учетом сложившейся ситуации продлил  до 10 апреля 2020 года срок приема заявок от всех компаний, заинтересованных в наиболее полном представлении информации о своих антикоррупционных практиках. Предлагается компаниям также самостоятельно заполнить ТАБЛИЦУ - Приложение 1 к МЕТОДИКЕ РЕЙТИНГА, указав ссылки на свои внутренние документы, и направить эту информацию в РСПП не позднее 10 апреля.

Присвоение класса Рейтинга осуществляется решением Рейтингового комитета на основе результатов независимой экспертизы представленных компанией документов. Если компания, включенная в выборку Рейтинга, не представила такие документы или свидетельства, оценка дается на основании публичной информации, размещённой на официальном сайте компании, сайтах обязательного раскрытия информации и других открытых источниках.

Рейтинг проводится по итогам 2019 года. С учетом карантинной ситуации поведение итогов перенесено на более поздние сроки, чем было намечено.

В настоящее время завершается подготовка экспертных заключений, которые будут рассмотрены и утверждены Рейтинговым комитетом.

Опубликование итогов Рейтинга ожидается в сентябре 2020 года.

Дополнительную информацию о Рейтинге можно получить в Управлении правового регулирования и правоприменения РСПП по телефону 8 (495) 663 04 04 (доб. 1120; 1145) и адресу электронной почты center@against-corruption.ru.


Были ли привлечены к разработке Методики Рейтинга представители Министерства труда и социальной защиты РФ, представители иных органов власти, представители бизнеса, помимо членов Рейтингового комитета?

Да, конечно. РСПП провел заблаговременные широкие консультации с государственными компаниями, компаниями с государственным участием в капитале и частными компаниями, профильными экспертами действующих в России крупнейших международных аудиторских компаний и ведущих бизнес-ассоциаций, научно-исследовательских учреждений, а также с госорганами, в том числе с профильным департаментом Генпрокуратуры РФ. Получена поддержка Методики Рейтинга, основанной на 37 ключевых критериях международного стандарта ISO 37001:2016 «Системы управления противодействием коррупции - Требования и рекомендации по применению», которые также входят в число уже апробированных в практике независимой экспертизы (аудита) 182 критериев соответствия деятельности организаций (компаний) Антикоррупционной хартии российского бизнеса (РСПП, ТПП РФ, Деловая России, ОПРОРА России).

Почему в основу Методики положены не российские, а международные стандарты, в частности критерии ISO 37001:2016 «Системы управления противодействием коррупции - Требования и рекомендации по применению»?

Это сделано, как минимум по трём объективным причинам. Во-первых, несмотря на экономические, с политическим подтекстом, санкции, экономика России успешно становится частью глобальной экономики. Стратегические инвесторы, иностранные кредитные организации, а также увеличивающееся число иностранных и международных компаний хотят работать с российскими компаниями, коррупционные риски которых должны быть понятны и оценены именно по общепринятым на мировом рынке стандартам. Во-вторых, использование в Методике Рейтинга общепринятого международного стандарта в качестве основы Рейтинга – это способ избавиться от бесконечных нападок оппонентов всего суверенного и российского: Рейтинг отечественный, но с полностью прозрачной Методикой, основанной на общепринятом международном стандарте. В-третьих, в настоящее время Рейтинговым комитетом рассматриваются организационные/технические вопросы, решение которых в соответствии с принципами Международной организации по стандартизации позволит одновременно с Рейтингом осуществлять официальную сертификацию на соответствие деятельности организации (компании) международному стандарту ISO 37001:2016.

Таким образом, Рейтинг сформирован на общепринятом «языке» управления противодействием коррупции – понятных для инвесторов, кредиторов и деловых партнёров по всему миру критериев управления рисками коррупции.

В числе акционеров нашей Компании – иностранцы. Имеется ли Методика Рейтинга на английском языке?

Для повышения индекса восприятия Рейтинга иностранными инвесторами/акционерами российских компаний, кредиторами и широкими деловыми кругами в Методику Рейтинга практически дословно инкорпорированы все критерии общепризнанного международного стандарта ISO 37001:2016 – его подробное (с дополнительными разъяснениями) содержание на английском языке имеется в свободном доступе в информационной сети Интернет. Официальный перевод можно получить на официальном же сайте Международной организации по стандартизации по ссылке www.iso.org/, правда, за установленную плату.

В международной практике работы рейтинговых агентств, как правило, для организации (компании)-потенциального заказчика услуги рейтинга, имеется возможность получить предварительное рейтингование – изучив процедуру рейтинга самостоятельно оценить свои прогнозные/предварительные результаты. Как это вопрос решает РСПП?

Антикоррупционный рейтинг российского бизнеса в концептуальной и методической части строго учитывает международные стандарты, предъявляемые к рейтинговым агентствам. Наряду с полной прозрачностью концепции (Положение о Рейтинге) и методики (Методика рейтинга) мы направляем заинтересованным организациям-компаниям отдельным файлом Таблицу Рейтинга (Приложение №1 к Методике Рейтинга) и, в пределах разумных трудозатрат, бесплатно удаленно сопровождаем процедуру самооценки заинтересованно организацией (компанией) своего прогнозного класса Рейтинга. Одновременно можно получить достаточно подробные пояснения тех аспектов, которые для организации (компании) могут быть не полностью поняты при первом знакомстве с Методикой. К стати, по состоянию на февраль 2020 года уже есть примеры успешной самооценки организациями (компании) вероятного класса своего Рейтинга.

Какова квалификация экспертов, осуществляющих независимую экспертизу (аудит) соответствия деятельности рейтингуемых организаций (компаний) критериям Рейтинга?

Рейтинговый комитет РСПП ежегодно утверждает Карту компетентности привлекаемых экспертов. Например, в текущем году по бальной системе оцениваются  общие и  специальные навыки. К числу первых относятся эффективные коммуникации (установление и поддержка  позитивного взаимодействия - по переписке и очно, в том числе в части аргументированного представления текущих и итоговых результатов выполняемых работ, доведения информации до коллегиальных органов и должностных лиц высшего уровня корпоративного управления крупнейших компаний), навыки эмоционального интеллекта (идентификация и управление собственными эмоциями и эмоциями участников делового взаимодействия), критическое мышление (анализ деталей/критериев и синтез выводов/оценок,  формирование обоснованных/документально аргументированных экспертных заключений) и  персональная ответственность (самостоятельное выполнение предписанных функций с соблюдением установленных сроков и критериев качества выполняемых работ).

Особое внимание уделяется специальным навыкам экспертов Рейтинга:

- антикоррупционный комплаенс в корпоративном управлении (прикладная практика, в том числе исполнение функций комплаенс и/или экспертное/процессное консультирование),

- экспертиза систем антикоррупционного комплаенса (проведение или участие в  экспертизе (аудите) на соответствие деятельности организации (компании) внутренним нормативным документам, критериям экспертизы (аудита) реализации Антикоррупционной хартии российского бизнеса, критериям международного стандарта ISO 37001:2016),

- внутренний контроль (прикладная практика, в том числе исполнение функций внутреннего контроля и/или экспертное/процессное консультирование, в том числе в части корректирующих действий по выявленным недостаткам), внутренний и/или внешний аудит, в том числе управленческий (прикладная практика, в том числе исполнение функций и/или экспертное/процессное консультирование, в том числе в части корректирующих действий по выявленным недостаткам), а также управление рисками, в том числе в соответствии с COSO ERM и/или международным стандартом ISO 31000:2009 (прикладная практика, в том числе исполнение функций и/или экспертное/процессное консультирование, в том числе в части корректирующих действий по выявленным недостаткам).

Также при отборе в экспертный резерв Рейтинга учитывается наличие основного и/или дополнительного профильного образования и /или профильной сертификации и/или профильных государственных и/или профессиональных/отраслевых наград и/или персональных/личных документированных свидетельств профильного общественного признания.

Помимо прочего,  высокий уровень компетентности и качества работы экспертов Рейтинга подтверждают документированные отзывы государственных и частных компаний, например от компаний «Вымпелком», «РЖД» и «Ростелеком». Таким образом, оператор Рейтинга имеет  независимое подтверждение своей компетенции.

Почему очный Рейтинг является платным, ведь компании - члены РСПП платят членские взносы?

Рейтинг соответствует уставным задачам РСПП. При этом формирование Рейтинга предполагает привлечение независимых экспертов для анализа и оценки компаний, включенных в число участников Рейтинга, а также иные затраты. Что касается организаций - членов РСПП, то и для них это дополнительная не обязательная услуга, имеющая целью снижение экономических и репутационных издержек вследствие коррупции.

В дополнение к оценке антикоррупционных мер договор на проведение очного Рейтинга включает экспертное консультирование компании в течение 60 календарных дней, что, безусловно, повышает значение услуги. Участие в Рейтинге необходимо прежде всего для компаний, заинтересованных в инвесторах, кредиторах, новых деловых партнёрах, в том числе иностранных и международных, для которых важны свидетельства профессионального управления рисками коррупции российского бизнеса.

Кто определил размер Нормативного взноса, из чего он складывается

Рейтинговый комитет РСПП определил размер взноса на основании сравнительного анализа рынка сопоставимых услуг в РФ, в том числе стоимости эксперто-часа независимой экспертизы (аудита), в нашем случае включающего, что представляется преимуществом Рейтинга, текущее экспертное консультирование в течение 50 календарных дней договора, формирование информационно-аналитической базы, рассылку результатов Рейтинга в крупнейшие международные и российские информационно-аналитические агентства, биржи, СМИ, а также в федеральные органы власти и в субъекты Российской Федерации. Также, существенной прогнозной статьей расходов станет проведение ежегодного Антикоррупционного форума российского бизнеса, который РСПП организует по итогам каждого выпуска Рейтинга. На Форуме предусмотрены панельные доклады, экспертные секции, например, для выработки единого понимания ключевых показателей эффективности (КПЭ) управления противодействием коррупции а также вручение наград успешным компаниям. Взнос определялся с учётом этих расходов, а также расходов по привлечению с рынка наиболее квалифицированных профильных экспертов, расходов, связанных с оплатой их труда, налоговых отчислений по УСН.

При этом Оператор Рейтинга не является коммерческой организацией и не преследует целей извлечения прибыли, поэтому расчет проведенного сравнительного анализа сопоставимых услуг в РФ был дисконтирован примерно в три раза. Учитывая изложенное, Рейтинговый комитет РСПП и принял решение о размере единого Нормативного взноса (цене договора возмездного оказания услуг) в размере 300 000 (Триста тысяч) рублей в 2020 году (Протокол №1 от 28.01.2020 г.).

Чем Рейтинг отличается от Сертификации на соответствие ISO 37001?

Участие в Рейтинге означает не только получение некоей оценки, но и оказание содействия компании при ее формировании. В течении 50 календарных дней эксперт Рейтинга консультирует/сопровождает Рейтингуемую организацию (компанию) по всем возможностям получения отметок "+" по максимально возможному числу критериев - консультирует по тому, что и как можно совершенствовать, чтобы обоснованно, на основании представляемых Рейтингуемой организацией (компанией) документов и свидетельств, получить максимально высокий возможный класс Рейтинга, иначе говоря, получить максимально высокую оценку управления рисками коррупции. С учётом подтверждения высокой профильной компетенции и качества услуг, предоставляемых оператором Рейтинга, со стороны ряда крупнейших государственных и частных компаний, будут рассмотрены организационные и технические возможности одновременной Сертификации на соответствие деятельности российских организации (компании) международному стандарту ISO 37001:2016. Принятие решения об этом, в том числе с учётом принципов Международной организации по сертификации, ожидается в первом полугодии 2020 года.

Каковы показатели эффективности (КПЭ), упомянутые в Приложении №1 (Таблица Рейтинга) к Методике?

По состоянию на 2020 год КПЭ противодействия коррупции не установлены нормативными документами. Каждая Рейтингуемая компания, разрабатывая свои собственные внутренние нормативные акты по противодействию коррупции, должна сама предусмотреть в них измерители того, как выполняются установленные нормативными документами правила и процедуры. Такими измерителями, например, могут быть сумма нарушений, зафиксированных во внутренних нормативных актах принципа или процедуры за год, удельный показатель обученных противодействию коррупции (относительно списочного состава организации (компании) в целом), число обращений по каналам «горячей линии», число судебных исков по признакам коррупции, предотвращённый экономический ущерб вследствие случаев предотвращённой коррупции, а также иные КПЭ. Нередко, КПЭ описаны в разделах Цели или Задачи или Процессы во внутренних нормативных документах организации (компании) – желаемый результат определен, однако только косвенно, без оцифровки, не всегда конкретно. В случае частичного – косвенного, не полного свидетельства соответствия критерию Рейтинга Методика не исключает (но и не запрещает) выставления оценки «+»/»-« - то есть оценки 0,5 балла. Такая оценка, как и во всех иных случаях, должна быть чётко обоснована констатацией оснований/верифицируемых документов, как относительно оценки «+», так и оценки «-« . В период действия договора Рейтинга эксперты Рейтинга методично помогают Рейтингуемым организациям (компаниям) определить и, в применимых случаях, оцифровать в количестве или удельных показателях сопоставимые по отчётным периодам КПЭ.

Куда можно направить по электронной почте или кому можно позвонить, чтобы получить ответы на специфические для нашей компании вопросы о Рейтинге?

В соответствии с пунктом 2.12. Положения о Рейтинге, организационное обеспечение деятельности Рейтингового комитета, привлечение и координацию деятельности независимых экспертов осуществляет Некоммерческое партнерство «Центр развития корпоративных отношений и разрешения экономических споров» (далее - ЦРКО РЭС) – аккредитованный экспертный центр независимой экспертизы (аудита) соблюдения Антикоррупционной хартии российского бизнеса - Аккредитация №02 от 02 июля 2016 года Объединённого комитета по реализации Антикоррупционной хартии российского бизнеса.

Вы можете направить дополнительные вопросы о Рейтинге по адресу электронной почты center@against-corruption.ru или обратиться по телефону 8 (495) 663 04 04 (доб. 1120; 1145).

Ответственный секретарь Антикоррупционной хартии российского бизнеса - Котелевская Ирина Васильевна, Руководитель группы экспертов - Полионская Лариса Леонидовна.