Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

Цели устойчивого развития (ЦУР): бизнес, Консультативный комитет по бизнесу и предпринимательству при ОЭСР (BIAC) и ОЭСР

Повестка дня в области развития (Цели устойчивого развития) на период до 2030 года была одобрена главами государств и правительств в ходе Саммита ООН по устойчивому развитию на полях 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 25 сентября 2015 г.

Цели устойчивого развития (ЦУР) представляют собой систему глобальных целей, направленных на обеспечение экономического, социального и экологического развития. ЦУР пришли на смену Целям развития тысячелетия (ЦРТ), реализация которых осуществлялась в период с 2000 по 2015 г. 193 государства – члена Организации Объединенных Наций (ООН) приняли ЦУР в сентябре 2015 г.

ЦУР являются всеобщими, то есть им должны следовать странами, находящиеся на различных уровнях развития, включая страны ОЭСР.

В большей степени, чем в предыдущие годы, ЦУР опираются на рост частного сектора как источника для обеспечения развития и сокращения уровня бедности.

ЦУР состоят из 17 всеобъемлющих целей, включающих 169 конкретных задач. Для отслеживания прогресса по реализации ЦУР в период до 2030 г. будут использованы несколько сотен индикаторов.

Несмотря на то, что ЦУР не являются юридически обязательными, они, тем не менее, представляют собой общемировой политический механизм для обеспечения глобального развития.

В последующие месяцы и годы для каждой цели будет сформирована рабочая группа ООН, включающая различных заинтересованных лиц. Будет продолжено обсуждение индикаторов для оценки достигнутого прогресса.

Цель 1 Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах

Цель 2 Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства

Цель 3 Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте

Цель 4 Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех

Цель 5 Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек

Цель 6 Обеспечение наличия и рациональное использование водных ресурсов и санитарии для всех

Цель 7 Обеспечение доступа к недорогостоящим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех

Цель 8 Содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех

Цель 9 Создание прочной инфраструктуры, содействие обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций

Цель 10 Снижение уровня неравенства внутри стран и между ними

Цель 11 Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населенных пунктов

Цель12 Обеспечение рациональных моделей потребления и производства

Цель 13 Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями

Цель 14 Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития

Цель 15 Защита, восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное управление лесами, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биологического разнообразия

Цель 16 Содействие построению миролюбивых и открытых обществ в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях

Цель 17 Укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития

Подробнее

«Без участия частного сектора достичь поставленных целей невозможно»

«Без участия частного сектора достичь поставленных целей невозможно», - отметил Эрик Солхейм, Председатель Комитета ОЭСР по содействию развитию на полях Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2015 г.1

В связи с одобрением новой повестки дня в области развития Консультативный комитет по бизнесу и предпринимательству при ОЭСР (BIAC) опубликовал поясняющий документ о том, что означают ЦУР для бизнеса.

В документе BIAC отмечается, что хотя официальная помощь продолжает играть важную роль в процессе развития, ЦУР признают ключевую роль бизнеса для достижения устойчивого развития.

Участие бизнеса необходимо для достижения каждой из 17 ЦУР.

Например:

  • Цель 8 предполагает содействие «неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту», а также «полной и производительной занятости».
  • Цель 9 призывает к созданию «устойчивой инфраструктуры».
  • Цель 16 направлена на создание «эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях» и «обеспечение доступа к правосудию для всех».
  • Ряд целей также имеет отношение к конкретным секторам промышленности. Например, Цель 6 направлена на обеспечение водных ресурсов и санитарии. Цель 2 предполагает обеспечение продовольственной безопасности, питания и устойчивого развития сельского хозяйства. Цель 7 содержит обязательство по обеспечению доступа к недорогостоящим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии.

Реализация 17 ЦУР также будет иметь значительные последствия для бизнеса по всему миру.

Например:

  • Устранение субсидий и торговых барьеров является одним из ключевых аспектов всех ЦУР, описывающих международную торговлю как «источник для обеспечения инклюзивного экономического роста» и призывающих к значительной либерализации торговли в рамках ВТО2.
  • Цель 12 призывает к сокращению в два раза глобальных отходов пищевого производства на душу населения на уровне розничной торговли.
  • Цель 2 призывает к увеличению в два раза производительности сельского хозяйства и доходов мелких производителей продуктов питания.
  • Цель 7 направлена на отказ от субсидий на ископаемое топливо и значительное повышение доли возобновляемой энергетики в глобальной структуре энергопотребления.

ЦУР создают условия для интеграции Целей устойчивого развития в деятельность бизнеса в соответствии с устремлениями правительств и официальным процессом мониторинга. Ожидается, что должны быть изменены нормы ведения отчетности компаний для учета информации о деятельности в сфере обеспечении устойчивого развития.

BIAC и ЦУР

Признавая актуальность инструментов и политического опыта ОЭСР для достижения ЦУР, Комитет по развитию BIAC уже обеспечил экспертный вклад делового сообщества стран-членов ОЭСР в выработку Целей устойчивого развития.

В 2012 г. BIAC принял участие в деятельности Рабочего комитета Глобального партнерства в целях эффективного сотрудничества для развития (GPEDC), поддерживаемого ОЭСР и Программой развития ООН. GPEDC стал важной платформой для диалога широкого круга заинтересованных лиц и реализации действий, направленных на поддержку ЦУР.

В 2013 г. BIAC участвовал в выработке подробного заявления по вопросам повестки дня в области развития после 2015 г., представленного Группе видных деятелей высокого уровня ООН. Некоторые положения материала BIAC впоследствии были отражены в докладе Группы Генеральному секретарю ООН. Также BIAC принимает участие в Глобальном бизнес альянсе по вопросам повестки дня в области развития после 2015 г. (GBA) наряду с многими другими международными бизнес организациями и поддерживает Общие послания бизнеса (GBA).

В 2014 г. BIAC принял участие во встрече старших представителей Комитета ОЭСР по содействию развитию (КСР) и представил доклад по вопросам частного финансирования в целях устойчивого развития. В письме GBA авторам Синтез-доклада Генерального секретаря ООН с обзором работы по повестке дня в области развития BIAC подчеркнул взаимосвязь благоприятных условий для ведения бизнеса и возможностей финансирования развития. BIAC провел консультации с ОЭСР в ходе выработки обновленной Политической рамки для инвестиций (PFI).

В 2015 г. BIAC обратил внимание Послов ОЭСР на актуальность Политической рамки для инвестиций для Международной конференции по финансированию развития. BIAC представил позиции бизнеса для Руководства ЦУР Глобальной инициативы по отчетности, а также выступил от лица Рабочего комитета Глобального партнерства в целях эффективного сотрудничества для развития и представил его работу по ЦУР на мероприятиях в Гааге, Брюсселе и Мехико.

В рамках повестки дня в области развития после 2015 г. BIAC поддерживает следующие три ключевые темы:

  • Улучшение условий ведения бизнеса посредством реформ экономической политики
  • Развитие механизмов для мобилизации большего частного финансирования в развивающихся странах
  • Укрепление государственно-частного диалога в целях развития

В 2016 г. и последующие годы BIAC продолжит оказывать экспертную поддержку ОЭСР в ее работе по реализации ЦУР.

ОЭСР и ЦУР

Будучи одной из ключевых организаций по выработке политики, основанной на фактах, и обмену лучшими практиками, индикаторами и данными, ОЭСР однозначно обладает потенциалом для поддержки ЦУР. Выступая в сентябре 2015 г. перед Генеральной Ассамблеей ООН Генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа отметил, что «ОЭСР будет работать с ООН и для ООН для реализации повестки дня в области развития до 2030 г.».

В дополнение к работе Комитета ОЭСР по содействию развитию (КСР) по мобилизации помощи и увеличению объема финансирования частного сектора А.Гурриа подчеркнул, что достижение ЦУР «будет зависеть от выбора политики, от ее реализации и, что особенно важно, от эффективных партнерств». Именно политические консультации и инструменты ОЭСР, а также надежные и проверенные индикаторы ОЭСР будут играть значимую роль в достижении ЦУР.

Ряд примеров работы ОЭСР в целях реализации ЦУР включают:

Условия для инвестиций

Политическая рамка для инвестиций (PFI): универсальный инструмент для улучшения национальных условий для инвестирования, используемый 30 растущими и развивающимися странами с 2006 г. и обновленный в 2015 г.

Частное финансирование

Совокупная официальная помощь в целях устойчивого развития (TOSSD) - дополнительная мера к официальной помощи развитию, которая будет способствовать мобилизации широкого круга ресурсов в поддержку реализации ЦУР, включая инструменты частного сектора. Обсуждение инициативы продолжается.

Государственно-частный диалог

Качество государственно-частного диалога (подробнее) - один из десяти индикаторов, разработанных в рамках Глобального партнерства в целях эффективного сотрудничества для развития (GPEDC) для мониторинга прогресса в области содействия развитию и поддержки реализации ЦУР. Обсуждение инициативы продолжается.

Мобилизация внутренних ресурсов

Налоговые инспекторы без границ (подробнее) - партнерство с Программой развития ООН, в рамках которого эксперты по аудиту направляются в развивающиеся страны для содействия работникам налоговых ведомств этих стран с целью укрепления аудиторского потенциала, повышения и увеличения налоговых поступлений.

Глобальный форум по прозрачности и обмену информацией для целей налогообложения (подробнее) - сотрудничество 127 стран для противодействия трансграничному уклонению от уплаты налогов.

Более подробный обзор аналитических материалов ОЭСР, инструментов и подходов в отношении ЦУР.

Материал BIAC “The Sustainable Development Goals: Business, BIAC, and the OECD” на английском языке

Контактная информация

Для получения дополнительной информации о работе BIAC в области обеспечения устойчивого развития просьба связываться с Джонни Гринхиллом, Директором по политике BIAC, greenhill@biac.org

 

1USCIB (2015) “Forging a Path for Business in the UN 2030 Development Agenda”, available online here

2 UN (2015) “Draft Outcome Document of the United Nations Summit for the Adoption of the Post-2015 Development Agenda”, Paragraph 68. Полный текст доклада.