Государственно-частные партнерства (ГЧП) в странах ОЭСР
Государственно-частные партнерства (ГЧП, представляющие собой долгосрочные контрактные договоренности, при которых частный партнер предоставляет и финансирует государственные услуги с использованием основных фондов (C. Catorelli, МВФ и ОЭСР)) получили широкое распространение в 1990-2000-е гг. в странах-членах ОЭСР и за их пределами. Правительства стали использовать ГЧП по ряду причин, например для того, чтобы улучшить соотношение цены и качества в проектах по оказанию государственных услуг и привлечь частные инвестиции в государственный сектор.
Для распространения ГЧП и упрощения их деятельности в странах ОЭСР действуют специальные институты, чаще всего в форме некоммерческого партнерства, членами которого являются частные компании и государственные структуры (Подробнее). Основные направления деятельности данных институтов включают:
В сфере улучшения законодательной и регулирующей базы для ГЧП
- Осуществление мониторинга законодательных и институциональных условий внутри страны и подготовка соответствующих обзоров;
- Выработку предложений по совершенствованию законодательной и регулирующей базы для создания благоприятных условий реализации ГЧП;
В сфере упрощения закупочных процедур
- Разработку закупочных стратегий по проектам ГЧП;
- Подготовку и согласование закупочных процедур;
В сфере распространения информации о ГЧП
- Предоставление актуальной и полной информации о ГЧП органам государственной власти, бизнес стейкхолдерам, а также обычным гражданам посредством специальных сайтов, публикации информационных материалов, разработки специальных руководств для органов государственной власти;
- Организация, проведение, а также оказание спонсорской поддержки мероприятиям, посвященным ГЧП (конференциям, семинарам и др.) с участием представителей государственного и частного сектора;
- Ведение баз данных по проектам ГЧП;
- Подготовку прогнозов о развитии рынка ГЧП;
В сфере исследований ГЧП
- Осуществление мониторинга с целью оценки итогов реализованных проектов ГЧП;
- Проведение исследований по ключевым вопросам, влияющим на эффективность партнерств;
В сфере оказания консалтинговых услуг частному сектору
- Проведение первичной оценки новых проектов ГЧП на предмет их соответствия законодательным и финансовым нормам;
- Разработку методологии для эффективной реализации проектов ГЧП.
Также институты дают оценку необходимости заключения ГЧП в том или ином секторе, разрабатывают региональные и локальные стратегии реализации ГЧП, обеспечивают обмен опытом в сфере реализации проектов ГЧП посредством международного сотрудничества.
В России функционирует Центр развития государственно-частного партнерства, миссия которого заключается в объединении ресурсов государства и бизнеса для привлечения инвестиций в развитие общественной инфраструктуры (Подробнее о деятельности Центра).
Помимо страновых институтов по инициативе Европейского инвестиционного банка (EIB), Европейской комиссии и стран-членов ЕС был создан Европейский центр экспертизы ГЧП (European PPP Expertise Centre (EPEC)). Деятельность EPEC направлена на расширение возможностей государственного сектора по участию в ГЧП. Члены EPEC (39 представителей национальных или региональных органов власти, ответственных за ГЧП, из стран ЕС, стран, планирующих войти в ЕС и некоторых других европейских стран) осуществляют между собой обмен позитивным опытом реализации проектов ГЧП, который призван способствовать распространению партнерств.