РСПП предложил «Бизнесу в ОЭСР (BIAC)» решения для восстановления после пандемии COVID-19
9 Июля 2020 16:00:00

8 июля 2020 года в формате видеоконференции состоялся круглый стол Комитета «Бизнеса в ОЭСР (BIAC)» по вопросам окружающей среды и энергетики. Центральной темой дискуссии стали направления развития политики в области окружающей среды и энергетики в условиях восстановления после пандемии COVID-19. В число участников мероприятий вошли представители ведущих иностранных компаний и объединений бизнеса, а также секретариата BIAC. Модератором мероприятия выступил Ханс-Йорн Веддиге, координатор группы по энергетике, климату и окружающей среде AG. Наиболее представительной делегацией на круглом столе стала российская, представленная членами РСПП.

Участники круглого стола рассказали о страновых и региональных приоритетах климатической и энергетической политики, а также обменялись мнениями по важнейшим задачам и мерам «постковидного восстановления». Норин Кеннеди, Вице-президент USCIB, рассказала о ситуации в США и работе Организации Объединенных Наций (ООН) по обозначенному направлению. Она обратила внимание участников на ведущиеся серьезные противоречия не только по возможным шагам развития международного сотрудничества по вопросам климатических изменений, но и на серьезные споры вокруг базовых понятий. Уильям Гарсия, Исполнительный директор HSSE, руководитель отдела цепочки поставок CEFIC, и Питер Глинн, Советник Австралийкой палаты торговли и промышленности (ACCI) поведали об актуальных направлениях работы в Европейском Союзе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, соответственно. Среди актуальных вопросов повестки дня были особо отмечены шаги по либерализации торговли «зелеными» и низкоуглеродными товарами.

Директор Центра многостороннего сотрудничества и евразийской интеграции РСПП Сергей Михневич в своем выступлении сфокусировался на работе, проводимой при активном участии российского бизнеса в рамках Целевой группы «Деловой двадцатки» (B20) по вопросам энергетики, устойчивого развития и климата: «Обеспечение устойчивого развития, в том числе в области климата и энергетики, является важным направлением российской политики. Соответствующие приоритеты находят отражение как в важнейших нормативных правовых актах, так и в практической политике». Так, в декабре 2019 г. Правительство России приняло Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года, а в настоящий момент ведется разработка Стратегии долгосрочного развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Кроме того, Сергей Михневич упомянул недавно вышедший первый Добровольный национальный обзор достижения Российской Федерацией Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН и реализации Повестки в области устойчивого развития на период до 2030 года, в котором содержатся примеры конкретных практик, реализованных нашей страной.

Сергей Михневич подчеркнул, что пандемия COVID-19 делает необходимым развитие международного сотрудничества в рамках таких многосторонних институтов глобального управления, как «Деловая двадцатка» (B20). Он сообщил, что в рамках текущего председательства в B20 создана Целевая группа (ЦГ) по энергетике, устойчивому развитию и климату. В ней широко представлен российский бизнес, на который приходится 11% всех членов группы. Пост сопредседателя ЦГ занимает Президент РСПП Александр Шохин. В настоящий момент ЦГ завершает подготовку рекомендаций делового сообщества лидерам стран «Группы двадцати», которые включают в себя четыре основных пункта. Первая и вторая рекомендация нацелены на достижение углеродной нейтральности посредством налаживания скоординированных действий и выстраивания нормативных рамок взаимодействия. Третья рекомендация сфокусирована на развитии климатический устойчивой инфраструктуры, а четвертая акцентирует необходимость стимулирования рационального использования водных ресурсов.

На основе предложений российского бизнеса в текст рекомендаций представитель РСПП представил ряд факторов, которые необходимо учесть в ходе посткризисного восстановления:

  1. Ограниченность ресурсов требует применения экономичных и мало затратных мер противодействия климатическим изменения. В их числе были особо выделяются решения, основанные на использовании природного потенциала (nature-based solutions), в частности, расширения лесного массива и иных экосистем, обеспечивающих поглощение углекислого газа.
  2. Необходимо создавать благоприятные условия для реализации добровольных проектов, направленных на снижение выбросов и рост поглощения парниковых газов. Реализация таких проектов будет способствовать не только достижению климатических, но и других задач Целей устойчивого развития (ЦУР).
  3. При претворении в жизнь стратегических решений необходимо принимать во внимание национальную специфику и условия, существующие в различных секторах экономики, способствующие решению ключевых задач, таких как универсальный и надежный доступ к доступной энергии. В основе предпринимаемых шагов должны лежать принципы разумной достаточности и соответствующей готовности.
  4. Необходимо стимулировать рациональное, эффективное и устойчивое использование воды и других возобновляемых ресурсов. Это подразумевает продвижение бизнес-моделей замкнутого цикла, включающих в числе прочего использование мер стимулирования инвестиций в высококачественные инфраструктуру и производительные мощности с использованием материалов, с высокой эффективностью переработки и повторного использования.
  5. Необходимо обеспечить гармонизацию повесток дня и «разделение труда» различных институтов международного сотрудничества, зачастую дублирующих друг друга. Четкое распределение зон ответственности позволит снизить издержки и направить интеллектуальные ресурсы для решения других задач.

Сопредседатель Алюминиевой Ассоциации, участник Целевой группы B20 по вопросам торговли и инвестиций, Артем Асатур предложил включить в повестку ОЭСР инициативу создания Глобального форума по устойчивому промышленному развитию. В своем выступлении он отметил, что избыточные мощности и глобальное перепроизводство затрагивают ряд ключевых отраслей и ведут к избыточной нагрузке на климат и экологию. Основываясь на общепризнанных приоритетах повестки устойчивого развития ООН, предлагаемый межгосударственный диалог способен стать основой для выработки единых подходов к профилактике перепроизводства и неэффективного использования ресурсов, отметил выступающий.

В завершении мероприятия его участники, в развитие предложений российских представителей, подчеркнули необходимость выстраивания скоординированного многостороннего международного сотрудничества для выработки согласованных позиций по вопросам защиты окружающей среды и энергетики. Результаты круглого стола будут представлены в ОЭСР.

Поделитесь