По вопросам формирования и реализации государственной политики в области энергоэффективности и энергосбережения

6 сентября 2007

По вопросам формирования и реализации государственной политики в области энергоэффективности и энергосбережения

Позиции РСПП
О позиции РСПП по вопросам формирования и реализации государственной политики в области энергоэффективности и энергосбережения

На современном этапе развития отечественной экономики актуальными проблемами становятся дальнейший рост рентабельности и эффективности инвестиций в производство, капитализации системообразующих отечественных компаний, снижение издержек на всех этапах производственных процессов, улучшение экологических показателей. Достижение этих целей возможно путем внедрения новейших, преимущественно отечественных, энергоресурсосберегающих технологий и оборудования.

Энергоресурсосбережение - требование времени, без которого невозможно обеспечить рентабельность производства при постоянном росте тарифов на энергоносители и начавшемся дефиците электроэнергии и газа, сдерживающем быстрое развитие большинства секторов российской экономики.

Сегодня наращивание производства и энергетических мощностей требует огромных средств. В то же время существующая нехватка энергии - результат не только высоких темпов экономического роста, но и низкой эффективности использования газа, электрической и тепловой энергии. Поэтому повышение экономической эффективности предприятий и, как следствие, их конкурентоспособности за счет применения энергосберегающих технологий, модернизации производства и собственных НИОКР в этой области становится чрезвычайно актуальным.

В свою очередь, эффективное энергоресурсосбережение, являясь мощным «скрытым» инвестиционным ресурсом, исчисляемым десятками миллиардов рублей, позволяет ускорить решение приоритетных задач: удвоение ВВП, повышение конкурентоспособности и энергобезопасности национальной экономики. Международные обязательства, принятые Россией с вхождением в ВТО и подписанием Киотского протокола, также диктуют необходимость повышения энергетической и экологической эффективности во всех отраслях хозяйственной деятельности.

Анализ реализации «Энергетической стратегии России на период до 2020 года» по параметрам энергоэффективности показывает, что достигнутые в этой сфере результаты существенно превосходят прогнозы, первоначально оцененные в 300 млрд. рублей. Около 75-80 процентов достигнутого снижения удельной энергоемкости связано со структурными составляющими и лишь порядка 20-25 процентов - с реализацией имеющегося технологического потенциала энергосбережения.

В настоящее время энергоемкость отечественной экономики в 3 -3,5 раза превышает уровень промышленно развитых стран. Так, в применяемых технологиях сжигания твердых топлив на стандартных котельных с получением тепла коэффициент полезного действия составляет не более 30–35 процентов, а при комбинированной выработке тепла и электричества (когенерации) – около 55–60 процентов. При этом сроки окупаемости при эксплуатации ТЭЦ, работающих на твердом и газообразном топливе, доходят до 5–7 лет и в перспективе будут увеличиваться в условиях опережающего роста цен на природный газ по сравнению с ростом тарифов на теплоэнергоресурсы. Данное обстоятельство удерживает инвесторов от вхождение в такие проекты, хотя ряд крупнейших российских компаний начинает проявлять себя на региональных рынках ЖКХ.

Вышеуказанные факторы ведут к удорожанию топливно-сырьевой составляющей тарифов и их росту, в свою очередь приводящих к замедлению темпов развития экономики страны вместе с недостаточным развитием социальных достижений в обществе. Указанные проблемы невозможно устранить традиционными методами, при наличии большой удаленности и изолированности от централизованных источников теплоэнергоресурсов многих потребителей (на 70 процентах территории России) со значительными расходами по обеспечению северного завоза, исчисляемыми миллионами тонн топлива и десятками миллиардов рублей бюджетных средств.

Как решающее направление в развязке этой проблемы видится эффективное энергосбережение: причем как в сфере потребления за счет существенного повышения эффективности использования энергоресурсов потребителями топлива и энергии, так и в сфере непосредственно топливно-энергетического комплекса через снижение издержек производства, транспортировки и переработки нефти и газа, выработки и передачи электроэнергии. Это позволит высвободить и перераспределить энергоресурсы и финансовые потоки в энергетике, промышленности, в сельском и жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте.

Основные барьеры, препятствующие динамичному развитию в сфере энергоресурсосбережения

1. Отсутствие авторитетных энергосервисных компаний, способных обеспечить надежный и эффективный проектный менеджмент и готовых гарантировать инвестору и потребителю величину экономии ресурсов и сроки возврата инвестиций.

2. Незначительность практики доказательного мониторинга экономии финансовых средств после внедрения энергоэффективного оборудования.

3. Отсутствие правил бухгалтерского учета получаемой экономии на систематической основе, ее дифференцированного учета, аккумуляции и распределения между участниками процессов энергоресурсосбережения.

4. Отсутствие эффективного стимулирования: ни поощрения за экономию энергоресурсов, ни наказания за нерациональное энергопотребление. Государство финансирует энергосбережение по остаточному принципу, фактически проводится политика лозунгового энергосбережения, где нормальные финансовые и организационные механизмы подменяются декларациями.

Первоочередные шаги по повышению энергоэффективности

Технологии и оборудование. Успешно реализовать инвестиционные проекты в современных условиях возможно только с использованием энергосберегающих технологий и энергоэффективного оборудования с высокой экономической отдачей и малыми сроками окупаемости. Однако проведенный анализ показывает, что до сих пор в России не создана современная база данных эффективных технологий, на рынке существует незначительный выбор действительно прорывных быстроокупаемых технологий и особенно оборудования, прошедшего госэкспертизу и доказавшего свою надежность. Налицо слабая коммерциализация научных идей, разработок и патентов в этой области и разобщенность структур, которые продвигают новое оборудование: на рынке существуют десятки научных и инновационных групп, работающих по одному направлению и зачастую дублирующих друг друга. Фактическая нереализованность предыдущей Программы «Энергоэффективная экономика» во многом связана с отсутствием прорывных типовых, энергоэффективных проектов, основанных на апробированных технологиях и оборудовании, прошедших госэкспертизу и гарантирующих бюджетную эффективность для государства и возврат инвестиций частным предпринимательским структурам.

Кроме того, внедрению революционных технологий зачастую препятствует невозможность коренной реконструкции (модернизации) предприятий. Поэтому необходимы эволюционные энергосберегающие технологии, позволяющие быстро снизить капитальные и эксплуатационные затраты, оптимизировать технологические процессы и, таким образом, консолидировать ресурсы для поэтапной модернизации объектов промышленности и ЖКХ.

Форма реализации проектов. Однако наличие хороших технологий – условие необходимое, но не достаточное. Нужен комплекс организационно-технических мероприятий, отработанный финансово-правовой механизм, позволяющие проводить принципиально новый, системный подход к разработке и реализации региональных и отраслевых инвестиционных проектов. Это предполагает наличие специально организованных структур. Например, в форме консорциумов, объединяющих российские и зарубежные инжиниринговые, энергосервисные, энергоаудиторские фирмы, производителей оборудования и систем управления, консалтинговые и инвестиционные компании.

В связи с тем, что энергосбережение затрагивает большинство аспектов хозяйственной деятельности государственных и предпринимательских структур и в тоже время требует специальных знаний и опыта, предлагается рассмотреть вопрос о создании специализированной энергосервисной компании (компаний), целью деятельности которой будет являться оказание практического содействия федеральным и региональным органам государственной власти в решении задач повышения энергетической безопасности, энергоэффективности и динамичного развития экономики России.

С учетом изложенного Российский союз промышленников и предпринимателей предлагает:

1. Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти:

- Минпромэнерго и Минэкономразвития России разработать организационно-правовые механизмы, стимулирующие энергоэффективность и активное энергосбережение (с учетом ранее принятого Постановления Правительства РФ «О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России» от 15.06.1998 № 588);

- Минпромэнерго России образовать структурное подразделение, к полномочиям которого отнести координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере энергоэффективности и энергосбережения;

- Минпромэнерго России с участием заинтересованных сторон разработать и внести на утверждение в Правительство РФ проект федеральной целевой программы, взамен ФЦП «Энергоэффективная экономика», прекратившей свое действие в 2006 году;

- Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии при разработке и утверждении национальных стандартов предусматривать приоритетное использование энергосберегающих технологий и оборудования;

- Минпромэнерго России, Федеральному агентству по науке и инновациям с привлечением специализированных организаций разработать современную Базу Данных эффективных технологий и типовых тиражируемых энергоэффективных проектов.

2. Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации:

- ускорить разработку и принятие новой редакции Федерального закона «Об энергосбережении»;

- рассмотреть вопрос о внесении поправок в Налоговый кодекс РФ, предоставляющих налоговые льготы организациям, осуществляющим инвестиции в разработку и реализацию энергоэффективных проектов.

3. Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность применения механизмов частно-государственного партнерства в целях финансовой поддержки типовых, быстроокупаемых, «тиражируемых» проектов в области энергоресурсосбережения.

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, центрам энергосбережения, академической и прикладной науке использовать механизмы совместной разработки и реализации энергоэффективных проектов путем консолидации федеральных и региональных средств и внебюджетных источников.

5. Поддержать инициативы создания специализированных энергосервисных компаний в виде объединений профессиональных инвестиционных, банковских и иных предпринимательских структур для осуществления комплексного системного подхода к разработке энергоэффективной политики и реализации энергоэффективных проектов на федеральном, региональном и отраслевом уровнях.

РСПП выражает уверенность, что использование организационного, инвестиционно-финансового, производственно-технологического и научно-технического потенциала предприятий и организаций через комплексный системный подход при разработке и реализации федеральных и региональных программ энергоресурсосбережения будет способствовать улучшению показателей и темпов развития, повышению экономической эффективности и уровня энергетической безопасности экономики Российской Федерации.

Поделитесь