По финансированию пособий по временной нетрудоспособности

20 сентября 2006

По финансированию пособий по временной нетрудоспособности

О позиции РСПП по финансированию пособий по временной нетрудоспособности
Утверждена Бюро Правления РСПП
29 сентября 2006 года

В 2004 году в законодательство о социальном страховании внесены изменения, предусматривающие сокращение обязательств Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) перед застрахованными работниками. В целях компенсации прогнозировавшегося в связи со снижением ставки единого социального налога (ЕСН) дефицита средств ФСС РФ была введена норма, предусматривающая оплату первых двух дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателей.

Данная норма не нашла поддержки со стороны общероссийских объединений работодателей и профсоюзов, так как возложение на работодателей функций оплаты пособий по временной нетрудоспособности в первые два дня несет риск сокрытия работником возникшего заболевания и представляет собой скрытое увеличение налогообложения фонда заработной платы и косвенный рост ЕСН в части обязательного социального страхования.

 

Указанная норма вводилась только на 2005 год. Затем она была распространена и на 2006 год.

(Постановление Государственной думы Федерального Собрания РФ №1330-IV ГД от 17 декабря 2004 года, Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год", Федеральный закон от 22 декабря 2005 года № 180-ФЗ "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях в 2006 году", Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005 – 2007).

В настоящее время Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу законопроект «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, беременности и родам, граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», в котором предлагается сохранить оплату за счет средств работодателя первых двух дней временной нетрудоспособности на постоянной основе. Законопроект представлен законодателям без предварительных консультаций с объединениями работодателей и профсоюзов.

 

Действие указанной нормы уже отрицательно сказывается на здоровье работников. В 2005 году число обращений работников в лечебные учреждения за выдачей больничных листов сократилось на 2,4 млн. случаев по сравнению с 2004 годом, а число оплаченных страховщиком дней временной нетрудоспособности - на 58,45 млн. дней.

Сокращение государственных гарантий по социальному страхованию порождает неравенство нагрузки на работодателей, при этом наибольшая нагрузка ложится на предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях, а также использующих труд женщин, инвалидов, граждан пожилого возраста.

 

В результате законодательных нововведений в 2005 году ФСС РФ сформировал значительную экономию средств по данному направлению расходов при общем профиците бюджета Фонда. В 2005 году экономия по статье «финансирование пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию» составило 24,6 млрд. рублей или около 20% от ЕСН, направляемого в ФСС РФ. Высвобождающиеся средства ФСС РФ используются в качестве бюджетозамещающих источников финансирования нестраховых пособий и выплат.

РСПП считает необходимым вернуться к порядку оплаты первых двух дней временной нетрудоспособности, действовавшему до 2005 года, и обеспечить финансирование пособий по временной нетрудоспособности по социальному страхованию с первого дня за счет средств ФСС РФ.

Поделитесь