Об определении уровня тарифов естественных монополий с учетом прогнозов значения ключевых макроэкономических показателей развития страны

16 июня 2011

Об определении уровня тарифов естественных монополий с учетом прогнозов значения ключевых макроэкономических показателей развития страны

1. Принять к сведению предложения компаний-членов Российского союза промышленников и предпринимателей о необходимости повышения качества макроэкономического прогнозирования и реализации взвешенного подхода к определению уровня тарифов на продукцию, товары и услуги компаний – естественных монополий.

В качестве одной из системных проблем тарифной политики отметить невозможность быстрого решения накопленных проблем неразвитости инфраструктуры естественных монополий в сжатые сроки исключительно за счет увеличения тарифов. Модернизационные задачи должны в первую очередь решаться за счет технологических решений, а не регулирования уровня тарифов.

Обратить внимание на существующие расхождения между прогнозными и фактическими значениями ключевых макроэкономических показателей, значимых для устойчивого функционирования компаний, цены/тарифы на продукцию (услуги) которых регулируются органами власти.

Согласиться, что при определении уровня тарифов на продукцию, товары и услуги компаний – естественных монополий необходимо соблюдать баланс интересов между реализацией их инвестиционных программ и возможностью развития компаний – потребителей продукции (услуг) естественных монополий.

Механизм определения тарифов должен обеспечивать нормальный уровень рентабельности компаниям - естественным монополиям, позволять потребителям их продукции/услуг прогнозировать уровень перспективной нагрузки, стимулировать естественные монополии и потребителей их продукции (услуг) к повышению эффективности деятельности.

Отметить возрастающий уровень риска искажения стимулирования естественных монополий к повышению собственной эффективности при принятии решения об автоматическом увеличении тарифов на уровень инфляции. Вместе с тем согласиться, что целесообразно рассмотреть возможность введения в практику механизма оперативного принятия решений по корректировке условий деятельности компаний, функционирующих на регулируемом рынке, включая величину тарифов на их продукцию/услуги, в случае существенного отклонения макроэкономических показателей от прогнозных значений, с использованием бюджетных средств.

Обратить особое внимание, что за счет тарифов могут успешно решаться тактические задачи развития компании и ряд ее модернизационных задач. Вместе с тем, инвестиции компаний - естественных монополий, в которых заинтересовано государство и общество в целом, целесообразно финансировать за счет бюджетных средств без включения данных расходов в тарифы, покрывая разницу между учтенным при определении тарифов планируемым объемом инвестиций в соответствии нормативами, установленными регуляторами, и реальной потребностью в финансировании. Данное решение повысит прозрачность бюджетов естественных монополий и снизит нагрузку на потребителей их услуг.

Отметить необходимость реализации стратегий и программ развития модернизации секторов, в которых присутствуют естественные монополии, в соответствии с предусмотренными данными стратегическими документами графиками.

Компании-члены РСПП также выражают обеспокоенность отсутствием значимого прогресса в реформировании газового сектора российской экономики и в повышении прозрачности компаний – естественных монополий, работающих в данном секторе, одновременно отмечая существенное повышение прозрачности деятельности ОАО «РЖД», включая инвестиционную программу компании.

В части электроэнергетики отметить, что существующие механизмы регулирования деятельности сетевых организаций не создают стимулы для снижения издержек и повышения эффективности. Высокий уровень цен на электроэнергию и низкий уровень конкуренции обусловлены раздробленностью ЕЭС, а именно наличием существенного числа территорий между которыми имеются ограничения на перетоки электроэнергии (зоны свободного перетока). В то же время деятельность ОАО «ФСК ЕЭС» в большей части направлена на решение локальных вопросов, таких как подключение новых потребителей, а не на решение стратегических задач и сокращения количества зон свободного перетока.

В целях создания единого энергетического пространства и повышения надёжности функционирования ЕЭС необходимо обеспечить формирование инвестиционной программы ОАО «ФСК ЕЭС» исходя из задач по развитию экономики России, в качестве основного приоритета определить сокращение числа зон свободного перетока. Софинасирование деятельности ОАО «ФСК ЕЭС» целесообразно осуществлять за счёт средств соответствующей целевой программы.

Для оптимизации функционирования регионального электросетевого комплекса целесообразна приватизация сетевых компаний, входящих в ОАО «Холдинг МРСК», введение критериев целесообразности и экономической эффективности реализации инвестиционных проектов, определение величины операционных расходов на основе количества обслуживаемых потребителей, а не количества эксплуатируемых объектов.

При этом накопленный объем недофинансированных ремонтов объектов сетевого хозяйства и обновления инфраструктуры требует значительного увеличения соответствующих расходов. Возможности их дальнейшего финансирования за счет тарифных источников представляются крайне ограниченными, учитывая уже высокую долю сетей в цене на электроэнергию для конечных потребителей и быстрый рост тарифа. В связи с этим необходимо увеличивать финансирование инвестиций в сети из бюджетных источников, покрывая за счет них разницу между учтенным при определении регулирующими органами тарифов планируемым объемом инвестиций и нормативным уровнем расходов на обновление сетевого хозяйства.

Аналогичная ситуация нарастающего недофинансирования и дефицита источников денежных средств характерна для инвестиций в модернизацию, замену и развитие тепловых сетей. Возможности дальнейшего роста тарифа на передачу тепла ещё более ограничены по сравнению с передачей и распределением электроэнергии: основным плательщиком является население, и размер тарифа на тепло намного превышает его платежи за электроэнергию. В связи с этим представляется целесообразной проработка механизмов софинансирования инвестиций в тепловые сети из бюджетных источников.

Действующая модель функционирования оптового и розничного рынков электрической энергии не устраивает как производителей, так и потребителей. Модели оптового и розничного рынков нуждаются в кардинальном пересмотре. В части оптового рынка необходимы: предоставление возможности потребителям строить объекты на условиях договоров о предоставлении мощности, одинаковые условия участия в рынке для государственных и частных энергокомпаний, стимулирование конкуренции между поставщиками электрической энергии и мощности и отказ от прямых методов государственного регулирования цен. Модель розничного рынка должна предусматривать свободу выбора поставщика электроэнергии для каждого потребителя, что требует передачи сетевым организациям функций по сбору, обработке и передаче независимому регистратору.

2. Членам Бюро Правления РСПП в пятидневный срок направить предложения по дальнейшему совершенствованию механизмов определения уровня тарифов на продукцию, товары и услуги компаний – естественных монополий. Президенту РСПП направить предложения в федеральные органы исполнительной власти.

3. Учитывая важность данной темы для компаний – членов РСПП, продолжить обсуждение данного вопроса на экспертном уровне с участием представителей органов власти, в том числе в рамках подготовки сценарных условий социально-экономического развития и проекта федерального бюджета на соответствующий период.

Президент РСПП А.Шохин

Поделитесь