Присоединение России к ВТО: последствия для российского бизнеса

Необходимость и своевременность вступления в ВТО для России бесспорна, если конечно, страна претендует на созданию современной, эффективной, конкурентоспособной, открытой экономики и готова к этому.

Но готовы ли представители бизнеса «играть по новым правилам»? Какое влияние на деятельность российских компаний оказало вступление страны в ВТО за последний год – с 22 августа 2012 года, когда Российская Федерация стала 156-м членом Всемирной торговой организации?

Компании-члены РСПП приняли участие в исследовании, целью которого стал поиск ответов на вышеназванные вопросы.

Согласно полученным результатам большинство компаний считают, что на деятельность их компаний присоединение к ВТО не повлияло – 86% всех респондентов выбрали этот вариант ответа. Менее 13% участников опроса ощутили влияние на деятельность компании от вступления России в ВТО; при этом влияние носило отрицательный характер. И только 1% респондентов признал, что влияние присоединения к ВТО на компанию было положительным.

Несколько компаний из числа опрошенных в своей деятельности за последний год использовали специальные внутрикорпоративные меры адаптации к новым условиям работы после присоединения России в ВТО – их доля среди всех респондентов достигла всего 7,7%.

Две компании (вид экономической деятельности первой с/х машиностроение, автомобилестроение; второй – химическая промышленность) в качестве мер адаптации указали осуществление новых проектов, инвестиции в новое производство. Также в первом случае компания занималась повышением качества своей продукции – именно в контексте присоединения РФ к ВТО.

Респондент из компании сектора строительство назвал в качестве меры, которую использовала его компания в ходе адаптации к новым условиям работы, совершенствование административного регламента с целью повышения заинтересованности каждого сотрудника.

Компания, занимающаяся производством метрологического оборудования, в качестве специальной меры отметила отказ от выпуска гражданской продукции.

Компания сектора торговля в новых условиях работы после присоединения России к ВТО посчитала необходимым для дальнейшей деятельности компании разработать и внедрить систему менеджмента безопасности пищевой продукции, основанной на принципах ХАССП (Hazard Analysis and Critical Control Points (HACCP) — анализ рисков и критические контрольные точки).

Около десятой части всех респондентов сочли необходимым воспользоваться государственными мерами поддержки бизнеса, направленных на адаптацию к работе в условиях членства в ВТО. Хотя о том, что они знают о существовании таких мер, заявило чуть менее половины компаний-участников опроса (47,8%).

Мы предложили оценить эффективность существующих мер поддержки бизнеса в условиях присоединения к ВТО со стороны государства: менее половины респондентов (40,2%) указали, что меры крайне не эффективны, 6,2% выбрали вариант «меры не эффективны», а 3,1% - «меры скорее не эффективны»; 40,6% участников опроса считают, что эффективность данных мер средняя. Равные доли – 3,1% - занимают варианты в положительном спектре оценок.

Наиболее востребованной формой практической помощи со стороны государства, которую оно может оказывать конкретному бизнесу, стало предоставление российским компаниям субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту – 59% респондентов отметили этот вариант. О необходимости технических барьеров (временных ограничительных мер по ряду товаров и услуг стран-членов ВТО) заявила ровно половина участников опроса.

Также популярны среди компаний следующие формы помощи со стороны государства, их доля составила 47,4%:

  • содействие в поиске зарубежных партнёров и инвесторов, продвижение продукции на новые рынки;
  • увеличение/уменьшение ставок вывозных таможенных пошлин на товары.

В информировании о существующих инструментах защиты от конкуренции со стороны импортных товаров при дальнейшей либерализации тарифной защиты нуждается чуть меньшее число компаний – их доля составила 46,2% от всех респондентов.

Вопросы образования, находящиеся в ведении государства, 39,7% компаний-участников опроса рассматривают через призму изменившихся требований к правилам ведения деятельности: по их мнению, уже сейчас есть нужда в подготовке специалистов со знанием правил ВТО.

Чуть менее трети всех респондентов считают, что следует оказывать поддержку бизнесу через практический консалтинг в области стандартизации и сертификации продукции и услуг, о необходимости консалтинга в области новых эффективных бизнес-процессов в управлении компании заявило чуть меньшее число компаний – 25,6%, 31,1% участников опроса назвали в качестве необходимой формы поддержки бизнеса в условиях членства России в ВТО юридическую поддержку ведения бизнеса в применении правил ВТО.

Наименее популярным вариантом стало оказание помощи государства в доступе к механизму ВТО для разрешения торговых споров – 19,2% выбрали этот вариант.

Некоторые компании предложили свои варианты:

Так, компания, указавшая в качестве вида экономической деятельности – машиностроение, считает, что необходимо:

  • создать благоприятные условия для формирования собственных источников финансирования при установлении размера рентабельности поставок техники для государственных нужд (для Минобороны РФ);
  • сохранить существующие мер поддержки (субсидирование процентов по кредитам на осуществление инвестиционных и инновационных проектов; субсидирование части затрат на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование; целевое финансирование в рамках федеральных целевых программ).

Компания лёгкой промышленности считает, что государство должно заниматься борьбой с контрафактной продукцией, и именно этот вид поддержки позволит компаниям данного сектора экономики успешно продолжать свою деятельность в рамках ВТО.

Компания, занимающаяся производством фарма-продукции, выделяет в качестве необходимой формы поддержки со стороны государства необходимость создания единого регистрационного удостоверения на лекарственные препараты в новых условиях работы после присоединения России к ВТО.