Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

Андрей Мельниченко провел заседание Комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию

Обложка новости

Участники заседания обсудили разработку нормативных актов к федеральным законам «Об ограничении выбросов парниковых газов» и «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации»

15 июля 2022 года состоялось заседание комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию под руководством члена Бюро Правления РСПП, председателя комитета Андрея Мельниченко. В заседании приняли участие генеральный директор АО «МХК «ЕвроХим» Сергей Твердохлеб, врио директора департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития России Дмитрий Васин, представители крупнейших российских компаний-членов РСПП.

Участники заседания обсудили ход разработки подзаконных нормативных актов к федеральным законам «Об ограничении выбросов парниковых газов» и «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации».

По словам Дмитрия Васина, абсолютное большинство подзаконных актов уже принято, созданы необходимые условия для подачи углеродной отчетности, реализации климатических проектов и обращения углеродных единиц. При этом, по мнению членов комитета, в текущих условиях государству нужно предельно аккуратно подходить к выбору мер регулирования, соблюдая баланс между дополнительной финансовой нагрузкой на бизнес и стимулированием сокращения выбросов.

«Необходимо внимательно оценить актуальность приоритетов. Те меры, которые в условиях прошлой «нормальности» могли бы быть со значительными усилиями реализованы, сейчас просто противоречат здравому смыслу. С учетом этого также целесообразно отложить утверждение операционного плана реализации Стратегии низкоуглеродного развития России хотя бы на один год, чтобы дать бизнесу время адаптироваться к текущим условиям», – заявил Андрей Мельниченко.

Обсуждение также коснулось и эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов на территории отдельных субъектов, где первым таким регионом станет Сахалинская область. Члены комитета обратили внимание на высокий темп сокращения выбросов, закладываемый нормативными правовыми актами, и необоснованно высокую ставку платы за превышение квот на выбросы парниковых газов, что сейчас будет отвлекать финансовые средства компаний, необходимые для поддержания финансовой устойчивости в условиях высокой неопределенности.

Кроме того, в ходе заседания были представлены результаты исследования по оценке эффективной ставки платы за углерод в России и возможностей ее применения, проведенного Институтом проблем естественных монополий. Так, по словам заместителя генерального директора ИПЕМ Александра Григорьева, эффективная цена на углерод как совокупный показатель всех платежей, связанных с выбросами парниковых газов, более точно отражает фискальную нагрузку на такие выбросы, чем базовые ставки углеродных налогов и других подобных механизмов. По результатам исследования, с учетом платежей по акцизам на топливо, платежам по ДМП (ВИЭ, АЭС, ГЭС) цена на углерод в России уже составляет более 9 долларов США за тонну СО2-экв. По мнению членов комитета, результаты этого исследования важно учитывать при проектировании углеродного регулирования в рамках региональных экспериментов и выборе общестрановых мер по сокращению выбросов парниковых газов.

Относительно разработки мер реагирования на проектируемый в Евросоюзе механизм трансграничного углеродного регулирования Никита Воробьев, руководитель рабочей группы по вопросам трансграничного углеродного регулирования комитета, директор по экологии и климату ПАО «НЛМК», отметил, что в текущей версии проекта регламента большая часть замечаний, направленных в том числе российской стороной, учтена. «Это касается, прежде всего, учета реальных показателей углеродоемкости продукции» при расчете размера платежей, сообщил Никита Воробьев. Он отметил, что в текущем проекте регламента Европарламент настаивает на верификации углеродоемкости продукции исключительно европейскими верификаторами, а также предлагает жесткие меры по пресечению попыток обхода механизма трансграничного углеродного регулирования. Участники заседания отметили, что предложение Европарламента об обязательной локализации верификаторов в ЕС противоречит основным принципам аккредитации верификаторов, который предполагает, что верификатор, вне зависимости от локализации, является объективным и беспристрастным, а также имеет все признаки заградительных мер для импорта продукции в Евросоюз.

Подводя итоги заседания, Андрей Мельниченко напомнил, что сейчас ведется подготовка участия российской делегации 27-й сессии Конференции сторон РКИК ООН в Шарм-эш-Шейхе, и указал на важность продолжения участия в этой работе как государства, так и российского бизнеса, учитывая сохранение актуальности климатической повестки на международном уровне.

Поделитесь