По вопросу совершенствования системы профессиональных стандартов по рабочим профессиям

10 мая 2012

П О З И Ц И Я
Российского союза промышленников и предпринимателей
по вопросу совершенствования системы профессиональных
стандартов по рабочим профессиям

П О З И Ц И Я
Российского союза промышленников и предпринимателей
по вопросу совершенствования системы профессиональных
стандартов по рабочим профессиям

Национальные профессиональные стандарты (НПС) по рабочим профессиям нацелены на достижение качества рабочей силы, обеспечивающего реализацию государственной политики инновационного развития экономики и ее конкурентоспособности, что особенно важно в условиях присоединения России к ВТО.

 НПС являются основой повышения эффективности и качества государственного профессионального образования и служат достижению максимального соответствия разрабатываемых образовательных стандартов и программ профессионального обучения тем требованиям, которые предъявляют работодатели к знаниям, умениям и навыкам работников.

В экономически развитых странах национальные профессиональные стандарты являются одной из важнейших составляющих обеспечения качества рабочей силы, они теснейшим образом интегрированы в систему профессионального образования и служат ее целям. При этом системы разработки профессиональных стандартов в странах ОЭСР поддерживаются государством, базируются на оценке и планировании потребности рынка труда в квалификациях (знаниях, умениях, навыках), органической взаимосвязи с независимой оценкой квалификации, а также на единых информационных ресурсах.

В России до настоящего времени в роли профессиональных стандартов для рабочих на государственном уровне выступает Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). ЕТКС представляет собой довольно громоздкую систему, содержащую тарифно-квалификационные характеристики по более чем пяти тысячам профессиям рабочих, тогда как число рабочих профессий в странах ОЭСР, признаваемых в государственной системе профессионального образования, на порядок меньше (например, в Германии существует всего 344 таких профессий). Часть действующих выпусков ЕТКС разработаны и утверждены в 1984-1986 г.г. применительно к шестиразрядной тарифной сетке, а другая часть выпусков - в 1999-2008 г.г. применительно к восьмиразрядной тарифной сетке.

Система ЕТКС была создана исходя из потребностей государственной плановой экономики и поддерживалась централизованным государственным финансированием. Разработка выпусков ЕКТС осуществлялась государственными органами, они имели статус нормативных правовых актов для применения в организациях и учреждениях независимо от их форм собственности и ведомственной подчиненности.

Переход к рыночной экономике упразднил ведомственно-отраслевой принцип управления народным хозяйством и привел к разрушению централизованного механизма разработки и применения ЕТКС. В результате ЕТКС своевременно не актуализируется и не обеспечивает обновления квалификационной структуры рабочей силы в соответствии с требованиями производства в условиях рыночной экономики (за период 1996-2010 г.г. в ЕТКС внесены тарифно-квалификационные характеристики по 404 профессиям, т.е. обновилось менее 8% состава профессий ЕТКС). В стране не осуществляется мониторинг изменяющихся требований производства к составу рабочих профессий, знаниям и навыкам рабочих, а также не обеспечивается их институциональное закрепление и своевременная трансляция в систему образования.

В этих условиях возникли и с течением времени все более обостряются проблемы обеспечения производства квалифицированными рабочими кадрами и прежде всего в инновационных областях экономики, а именно:

- разрыв между требованиями работодателей к квалификации рабочих и теми знаниями, умениями и навыками, которые они приобретают в государственной системе профессионального образования;

- увеличение затрат работодателей на профессиональную подготовку и адаптацию принимаемых молодых рабочих после окончания ими учреждений профессионального образования;

- снижение профессиональной мобильности молодых рабочих.

Определенные шаги по приведению системы профессиональных стандартов в соответствие с требованиями рыночного производства были предприняты бизнес-сообществом. В 2006 году РСПП учредил Национальное агентство развития квалификаций (НАРК), призванное осуществлять экспертно-методическую поддержку и координацию действий организаций, представляющих бизнес-сообщество, а также взаимодействие бизнеса и государственных органов в процессе формирования национальной системы квалификаций. В составе рабочих органов РСПП была создана Комиссия по профессиональным стандартам.

Этими структурами при участии Минобрнауки России и Минздравсоцразвития России было разработано нормативно-методическое обеспечение формирования работодателями необходимых им профессиональных стандартов, независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций, а также организована экспертиза и утверждение профессиональных стандартов по ряду рабочих профессий. Однако это не привело к существенному улучшению положения - за период с 2006 г. по 2010 г. по методике НАРК было разработано только 40 профессиональных стандартов.

Комплексное решение этой проблемы в условиях рыночной экономики, ускорения научно-технического прогресса и связанного с этим возрастания вариативности рабочих мест возможно только при кардинальном изменении состава рабочих профессий и при использовании новых механизмов формирования и актуализации профессиональных стандартов.

На основании вышеизложенного РСПП предлагает включить в проект Национального плана развития профессиональных стандартов (п.1 Перечня поручений Председателя Правительства РФ от 27 марта 2012 г. № ВП-П12-1763) следующие мероприятия:

1. Укрупнить профессии, пересмотрев их содержание и существенно сократив тем самым по сравнению с ЕТКС число уникальных наименований профессий, по которым разрабатываются и поддерживаются на национальном уровне профессиональные стандарты в целях обеспечения базовой профессиональной подготовки рабочих в государственных образовательных учреждениях. При этом умения и навыки выпускника образовательного учреждения будут приводиться в соответствие со специфическими требованиями конкретного рабочего места у работодателя в системе внутрифирменного обучения.

2. Организовать во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, госкорпорациями, объединениями работодателей, кадровыми агентствами и другими организациями общероссийский мониторинг потребности в знаниях, умениях и навыках рабочих, создать на его основе единый информационный интернет-ресурс по разработке национальных профессиональных стандартов.

3. Сформировать институциональную модель взаимодействия всех участников процесса создания и реализации профессиональных стандартов, включая федеральные органы исполнительной власти, в сферу деятельности которых входят вопросы регулирования рынка труда и профессионального образования, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), иные объединения работодателей, Торгово-промышленную палату РФ, компании, являющиеся отраслевыми лидерами, ведущие образовательные учреждения и другие заинтересованные организации.

4. Создать при Правительстве РФ орган, поддерживающий функционирование институциональной модели взаимодействия участников системы национальных профессиональных стандартов на государственном уровне, осуществляющий координацию и контроль их деятельности.

5. Создать экспертно-методический центр с отраслевыми отделениями (ЭМЦО), выполняющий роль головного экспертного органа в вопросах удовлетворения потребности отраслей в качественной рабочей силе и организующий во взаимодействии с Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, отраслевыми министерствами, РСПП, иными бизнес-объединениями:

- сбор и анализ информации о потребностях работодателей в знаниях, умениях и навыках рабочих;

- планирование, разработку и актуализацию профессиональных стандартов;

- независимую оценку и согласование федеральных государственных образовательных стандартов, независимую оценку и сертификацию профессиональных квалификаций.

6. Ввести в существующее законодательство и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти понятие «профессиональный стандарт» и положение об обязательном использовании НПС при разработке государственных образовательных стандартов и образовательных программ государственных учреждений профессионального образования.

РСПП (НАРК, Комиссия по профессиональным стандартам, Комиссия по профессиональному образованию, Комитет по рынку труда и кадровым стратегиям, отраслевые комиссии) продолжит работу по реализации настоящей Позиции в части инициации подготовки распорядительных документов, регламентирующих деятельность системы национальных профессиональных стандартов, внесения изменений в законодательство, учитывающих переход от ЕТКС к профессиональным стандартам, и по нормативно-методическому обеспечению разработки и применению НПС.

Поделитесь