Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

По развитию системы социального страхования

22 сентября 2006

По развитию системы социального страхования

Утверждена Бюро Правления РСПП
29 сентября 2006 года

1. Состояние социального страхования

Страхование социальных рисков - одна из важнейших составных частей социальной политики государства, предприятий и организаций.

Действующая система страховой защиты работников в связи с утратой заработка пока не может полноценно обеспечить:

приемлемый уровень возмещения утраченного работником заработка, адекватный финансовым отчислениям работодателя;

высокую эффективность инструментов управления социальными страховыми рисками;
долгосрочную финансовую устойчивость обязательного социального страхования;

широкое распространение добровольного корпоративного и индивидуального социального страхования.

В Российской Федерации не сформирована ясная общенациональная стратегия развития страхования социальных рисков, отвечающая интересам работников и работодателей, сочетающая обязательное и добровольное страхование, увязанная с модернизацией финансирования государственного социального страхования и согласованная со сторонами социального партнерства. Государственные внебюджетные фонды, создаваемые как страховые системы, остаются преимущественно бюджетозамещающими источниками финансирования государственных обязательств.

В системе обязательного социального страхования сохраняются системные проблемы:

обязательное социальное страхование остается одной из немногих недоформированных областей с сильным наследием советской распределительной системы. Смешаны функции по страхованию работников и функции по оказанию государством социальной помощи незастрахованным, в том числе и неработающим гражданам;

недостаточная прозрачность внебюджетных фондов для основных плательщиков взносов – работодателей. Практически отсутствует паритетное участие социальных партнеров в управлении системой обязательного социального страхования, государство не поддерживает перехода к самоуправляемости страховых фондов, при котором основную роль призваны играть работодатели и работники;

неупорядоченной и нескоординированной остается финансовая сфера социального страхования. Фактически отсутствуют актуарные расчеты, не обоснованы размеры страховых взносов по видам рисков, не определены принципы распределения страховых платежей между работодателями, работниками и государством. Страховые платежи сохраняют налоговый характер, остается значительный разрыв между уплачиваемым страхователями налогом и уровнем выплат застрахованным работникам;

потенциал негосударственных институтов (страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов) в страховании социальных рисков не используется. Частные компании отстранены от государственного социального страхования (за исключением ОМС). Добровольное страхование социальных рисков не интегрировано в государственную социальную политику;

фактическая замена страховых взносов налогообложением фонда оплаты труда работников не решила проблемы дефицита средств социального страхования для финансирования декларированных государственных гарантий. В силу изменения демографической ситуации доля неработающего населения увеличится. Возрастет и нагрузка на занятых.

Риск увеличения налоговой нагрузки на работодателей усилится.

2. Предложения по развитию системы страхования социальных рисков

РСПП полагает, что общая цель государства, бизнеса и профсоюзов состоит в формировании современной, экономичной и эффективной системы социального страхования работников от социальных рисков, связанных с временной утратой заработка (дохода).

РСПП считает, что:

Обязательное медицинское и социальное страхование должно быть переведено на реальные страховые принципы.
Обязательное социальное страхование за счет страховых платежей работодателей должно осуществляться в отношении застрахованного работника и обеспечивать выплаты страхового характера, связанные с временной утратой заработка.

Расходы фондов обязательного медицинского и социального страхования, не связанные с выплатой страхового возмещения застрахованным работодателем работающим гражданам, должны покрываться из общего налогообложения (из государственного бюджета).

Необходим переход на трехстороннее управление системой и средствами обязательного социального страхования Российской Федерации.

Оплата временной нетрудоспособности должна осуществляться с первого дня за счет средств страховщика (Фонда социального страхования Российской Федерации), а не за счет средств работодателей.


Должны быть созданы благоприятные условия для развития добровольного социального страхования (включая взаимодополняемость обязательного и добровольного социального страхования), расширения доступа к негосударственному корпоративному и индивидуальному социальному страхованию.


Создание нормативной правовой базы обязательного страхования социальных рисков должно основываться на фундаментальных страховых принципах:


страхование утраты работником заработка при наступлении страхового случая;


участие в формировании финансовой системы обязательного социального страхования работодателей и работников,
страховые тарифы, сформированные на базе актуарных расчетов;


разграничение социального страхования работающего населения и социального обеспечения граждан;
исключение из страховой системы нестраховых выплат (доплат), имеющих характер социальной помощи, либо характер льгот по социально-демографическим признакам; финансирование нестраховых выплат из общего налогообложения;


зависимость размеров пособий по страхованию от размеров платежей на обязательное социальное страхование;
совершенствование системы расчета и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию;
участие негосударственных страховых компаний в обязательном социальном страховании;


трехстороннее административное и финансовое управление обязательным социальным страхованием.
Должны быть определены четкие границы полномочий и ответственности государства, работодателей и работников в формировании системы обязательного социального страхования социальных рисков.

Модернизация существующей системы обязательного социального страхования на основе ключевых принципов и в соответствии с четкой программой реформирования, согласованной с представителями работодателей и работников, может быть осуществлена поэтапно в зависимости от степени проработанности законодательной базы по отдельным видам социального страхования.

Поделитесь