О социально-экономическом развитии России в посткризисный период

22 июня 2011

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н. Шохин выступил 14 июня 2011 года в Женеве на 100-й юбилейной сессии Международной конференции труда.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н.Шохин выступил 14 июня 2011 года в Женеве на 100-й юбилейной сессии Международной конференции труда.

100-я сессия Международной конференции по труду
14 июня 2011

Уважаемый г-н Сомавиа! Уважаемый г-н Председатель! Дамы и господа!

100-я сессия МОТ проходит в условиях нестабильного восстановления экономик после кризиса. Страны и мировое сообщество ищут новые подходы к достижению устойчивого роста и поступательного социального развития. Мы приветствуем доклад Генерального директора МОТ, отражающий ее взгляд на вызовы современности.

В России кризис закончился, но в зону устойчивого роста экономика еще не вышла. Наша задача совместно с властью, социальными партнерами - ускорить это движение.

Принципиальной считаем задачу по обновлению и созданию новых рабочих мест, обеспечивающих достойный труд. При этом мы исходим из того, что лучшая гарантия занятости - свободная и конкурентоспособная рыночная экономика, которая создает качественные рабочие места.

Российской экономике пока недостаточно стимулов создавать больше рабочих мест и своевременно избавляться от рабочих мест технически отсталых, низкооплачиваемых и с плохими условиями труда.

Для активизации таких стимулов считаем важными:

1. Укрепить роль государства в экономике там, где его позитивное регулирующее воздействие оправдано.

2. Одновременно роль государства в экономике может быть и снижена, в частности полагаем важным:

 сократить вмешательство государства в конкуренцию за счет ручного управления, перейти к универсальным мерам поддержки деловой активности;

 снизить долю государственной собственности в экономике, которая избыточно высока, перейти к exit strategy через масштабную приватизацию, в т.ч. активов, собственником которых государство стало в условиях кризиса. Доходы от приватизации направить не на покрытие текущего дефицита бюджета, а на решение стратегических экономических и социальных задач, в т.ч. на пополнение Фонда национального благосостояния.

3. Снижение налогов на новый бизнес, а также на закупку любого нового оборудования при условии, что оборудование произведено менее одного года назад. Нет смысла облагать налогами еще не созданные рабочие места или применять тактику налогового сдерживания их качественного обновления.

Эти и многие другие меры должны укрепить способность предприятий адаптироваться к рыночным изменениям и поддержать их готовность к экономическим и технологическим переменам. В результате неизбежно изменяются рабочие места и создаются новые. Они требуют от работников новых умений, способности приспосабливаться к меняющемуся рынку труда и адаптироваться к меняющемуся содержанию работы. В этом русле необходима и гибкая подстройка систем социальной защиты граждан.

Считаем, что для России актуально решение и следующих задач.

4. Снизить размер отчислений в системы пенсионного и социального страхования за счет построения более эффективной модели этих систем. Россия пошла по пути увеличения социальных страховых взносов, когда негативное влияние кризиса еще не преодолено. В результате мы столкнулись с бегством рабочих мест и заработных плат из формального сектора в «серую зону», ростом неформальных трудовых отношений, сдерживанием инвестиций в обновление производств и рабочих мест.

5. Провести на практике реформу системы управления охраной труда и усовершенствовать трудовое законодательство.

Обновление должно способствовать большей гибкости рынка труда и замене фиктивных защитных мер на эффективные. Не сомневаемся, что данные изменения будут лежать в русле международных трудовых норм, и находиться в рамках концепции достойного труда МОТ. Мы также намерены воспользоваться опытом ЕС, оформленном в директивах и регламентах по вопросам занятости, трудовых отношений и охраны труда.

Требуют решения и другие, не менее важные вопросы. В частности требует обновления система подготовки квалифицированных кадров, которая должна более четко реагировать на потребности экономики, рынка труда и работника. Также ставится задача формирования обновленной национальной системы квалификации, включая сертификацию квалификаций работников.

Коллеги!

МОТ является уникальной международной организацией системы ООН, специализирующейся на вопросах труда. Ее трехсторонний состав дает возможность вырабатывать взвешенные подходы к трудовой политике, основанной на устойчивом развитии предприятий. Эту уникальную особенность необходимо укреплять.

Поскольку экономическое и социальное развитие неотделимы, необходима лучшая координация МОТ с другими международными организациями – экономическими и финансовыми. Полезно будет также обобщение практик стран - членов МОТ по посткризисным стратегиям.

Поделитесь