О мерах поддержки российской экономики во время пандемии Часть II. Меры в финансовой сфере

Описание
Документы

Результаты опроса, проведённого РСПП в сотрудничестве с ТПП

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В опросе, проведённом РСПП и ТПП, приняли участие 337 респондентов из всех федеральных округов:

image001.png

*Компании могли указать несколько регионов присутствия, поэтому совокупная доля не сводится к 100%.

В опросе представлено мнение и оценки компаний различной размерности (оценка по критерию «численность сотрудников»). Традиционно доля организаций среднего размера минимальна – 12,2%.

image002.png

Доля промышленных компаний составила 36,5%. Пятая часть представляет строительный сектор. 16% респондентов отметили вид деятельности «финансы и страхование». В области торговли заняты 11,3% компаний. Отрасль «деятельность профессиональная, научная и техническая» указали 5,6% участников опроса. К добывающему и энергетическому сектору принадлежат чуть менее 5% организаций. Также в опросе приняли участие компании отраслей «сельское хозяйство», «транспорт и связь», «ЖКХ», «образование», «телекоммуникации», «аренда и операции с недвижимостью», «гостиничный бизнес».

image003.png

*Компании могли указать несколько видов экономической деятельности, поэтому совокупная доля не сводится к 100%. Другое – «сельское хозяйство», «транспорт и связь», «ЖКХ», «образование», «телекоммуникации», «аренда и операции с недвижимостью», «гостиничный бизнес».

Пакет мер поддержки в финансовой сфере включает в себя:

меры, направленные на поддержку субъектов малого и среднего бизнеса

Беспроцентный кредит на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости для субъектов МСП

ПП РФ от 2.04.2020 № 422

Изменение условий кредитных договоров (договоров займов), предусматривающие приостановление исполнения заёмщиком, относящимся к субъектам МСП, осуществляющим деятельность в отраслях, определенных Правительством РФ

ФЗ от 03.04.2020 № 106-ФЗ

Субсидии предприятиям МСП из перечня отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях распространения коронавирусной инфекции из расчёта 12 130 рублей на сотрудника, которые можно потратить на любые расходы, включая зарплаты

ПП РФ от 24.04.2020 № 576

Дистанционное открытие счетов в кредитных организациях для субъектов МСП с целью получения кредита на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости

информационное письмо Банка России

от 17.04.2020 №ИН-014-12/74

Упрощённая программа субсидирования по кредитам МСП (без требования к заёмщику об отсутствии задолженности, ограничения по максимальному объёму кредитных соглашений на рефинансирование)

 

Осуществление реструктуризации или рефинансирования кредита кредитной организации за рамками имеющихся государственных программ поддержки

 

 

меры, направленные на поддержку системообразующих предприятий

Получение кредита на пополнение оборотных средств в размере не более 3 млрд рублей на срок до 12 месяцев по ставке не выше 5 процентов для системообразующих предприятий

ПП РФ от 24.04.2020 № 582

 

меры, направленные на поддержку строительного сектора

Субсидирование процентных ставок по кредитам, выданным в целях реализации проектов жилищного строительства

ПП РФ от 30.04.2020 № 629

Большинство опрошенных компаний хорошо осведомлены о пакете финансовых мер, разработанном Правительством РФ и Центробанком РФ для поддержки бизнеса в кризисных условиях.

7% респондентов ответили, что до этого не слышали о возможности провести реструктуризацию или рефинансирование кредита за рамками имеющихся государственных программ поддержки. Примерно такому же числу компаний было неизвестно об упрощённой программе субсидирования по кредитам субъектам МСП.

Об остальных программах и мерах поддержки осведомлены 95% и более участников опроса.

image004.png

В дальнейшем за 100% принято число компаний, осведомлённых о перечисленных мерах.

Меры в финансовой сфере в первую очередь нацелены на поддержку компаний-субъектов малого и среднего предпринимательства. Возможность получить поддержку в некоторых случаях ограничена перечнем отраслей наиболее пострадавших от новой коронавирусной инфекции.

Получить кредит на оборотные средства в размере не более 3 млрд рублей на срок до 12 месяцев по ставке не выше 5% могут только системообразующие предприятия, соответствующие ряду требований.

Субсидирование ставок по кредитам на жилищное строительство также возможно при соблюдении условий, прописанных в Постановлении Правительства РФ.

Таким образом, рассматриваемые финансовые меры в большинстве своём узко сегментированы и предназначены довольно небольшому кругу компаний, если сравнивать с общим числом хозяйствующих субъектов в стране. Соответственно, компании, принявшие участие в опросе, чаще всего отвечали либо «компания не планирует обращаться за мерой», либо «неприменимо, но нужно».

Из всех программ финансовой поддержки наибольший интерес вызывает предоставление субсидий из расчёта 12130 рублей на сотрудника, которые организация могут потратить на любые расходы, включая заработные платы. 43,1% респондентов заявили, что их компании нужна эта мера поддержки, но они не могут претендовать на её получение. Чуть более половины опрошенных выбрали вариант «компания не планирует обращаться за субсидиями» (при этом формулировка, к сожалению, не предполагает уточнения, подходят ли эти организации под изначально заданные критерии). Только 5,3% компаний или планируют обратиться за этой мерой, или уже обращались за ней.

Беспроцентный кредит на неотложные нужды для сохранения занятости в компаниях-субъектах МСП мог бы помочь 36,3% организаций-участниц опроса, не подходящих под заложенные в постановлении требования. Половина компаний не планирует обращаться за этой мерой. Соответственно, 14% респондентов отметили варианты «обращались» / «планируем обратиться».

Несколько финансовых мер – «изменение условий кредитных договоров – приостановление выплат для субъектов МСП из наиболее пострадавших отраслей», «упрощённая программа субсидирования по кредитам для субъектов МСП» и «получение кредита на пополнение оборотных средств для системообразующих предприятий» – желали бы получить около трети опрошенных. Однако они не соответствуют условиям и требованиям. Порядка 60% компаний не планируют обращаться за мерами поддержки, предназначенными для субъектов МСП. В случае кредита на пополнение оборотных средств доля ответа «не планируем» ниже – она составила 44,5%. Четверть организаций указала, что они обращались или планируют обратиться за этой мерой.

В возможной реструктуризации (или рефинансировании) кредита кредитным организациям за рамками имеющихся государственных программ заинтересована пятая часть компаний. Примерно 70% организаций не планируют обращаться за этой мерой. Долю 11,8% составили компании, уже обратившиеся или планирующие обратиться за мерой поддержки.

Субсидирование ставок по кредитам на проекты жилищного строительства назвали нужным 17,3% компаний, однако к ним эта мера неприменима. Для большинства – 77% – программы поддержки жилищного строительства не актуальны. Только 5,7% респондентов указали положительные варианты ответа.

Наименее заинтересованы компании в дистанционном открытии счетов, тем более оно возможно только субъектами МСП и только с целью получения кредита на неотложные нужды для сохранения занятости. 9,4% опрошенных выбрали ответ «неприменимо, но нужно», а 76,7% – «не планируем обращаться за этой мерой».

image005.png

Сравнение данных компаний различного размера не даёт никакой новой информации – если финансовая мера поддержки изначально предназначалась субъектам МСП, именно малые компании значимо чаще выбирали ответы «обращались» / «планируем обратиться за мерой»; если речь идёт о мере, которой могут воспользоваться только крупные компании, – получение кредита на пополнение оборотных средств для системообразующих предприятий, то именно в их случае доля варианта «планируем обратиться» максимальна и достигает 21%.

Представители отрасли «финансовая и страховая деятельности» чаще других компаний выбирали ответ «не планируем обращаться за мерами поддержки». Необходимо отметить, в опросе мнение страховых компаний представлено шире, чем финансовых организаций.

40% предприятий обрабатывающего сектора обращались или планируют обратиться за кредитом на пополнение оборотных средств. Большинство компаний, занятых в других отраслях, скорее не заинтересовано в этой мере.

Ожидаемо, строительные организации реже остальных указывали вариант «не планируем обратиться за субсидирование ставок по кредитам на проекты жилищного строительства».

В целом, лишь небольшая доля компаний обращалась за финансовыми мерами. Чуть менее десятой доли опрошенных пытались получить кредит на пополнение оборотных средств. В остальных случаях доля ответа «обращались за мерой» 5% и менее.

image006.png

Российский бизнес оценивает эффективность пакета финансовых мер поддержки в период распространения новой коронавирусной инфекции скорее негативно. Почти пятая часть опрошенных компаний (18,1%) выбрала вариант «очень плохо», четверть остановилась на ответе «плохо». По мнению 37,2% организаций, система финансовых мер поддержки выглядит слабой, но делается всё возможно. Положительные оценки отметили 19,1% участников опроса.

image007.png

При том, что бОльшая часть финансовых мер поддержки направлена на помощь малым и средним компаниям, именно субъекты малого бизнеса чаще других указывали оценку «очень плохо». Крайне негативного мнения о существующей системе финансовой поддержки придерживаются 26,1% организаций малого размера, в случае средних предприятий доля оценки «очень плохо» равна 17,1%, в случае крупных она составляет 12,5%.

Более половины компаний, занятых в отрасли «финансовая и страховая деятельность», ответили, что система поддержки выглядит слабой, но делается всё возможное. Негативные оценки дали порядка 70% торговых организаций.

53,1% респондентов пропустили вопрос, с какими проблемами и ограничениями столкнулись компании при попытке получить финансовые меры поддержки и продолжать деловую активность. Они либо не сталкивались с какими-либо проблемами в своей деятельности, либо решили оставить вопрос без ответа.

Наиболее острой проблемой для компаний, отметивших какой-либо вариант из предложенного списка, стала объективная невозможность выполнить нормативно определённые условия программы (например, требование о сохранении 100% численности персонала на длительный период и т.п.). Об этом заявили 63,5% участников опроса.

На втором месте по значимости «предъявление дополнительных требований при реализации мер поддержки по государственным программам (например, наличие в данном банке зарплатного проекта, требование предоставить подтверждающих документов)». Эту проблему назвали более пятой части организаций.

Примерно такую же долю набрал вариант «бюрократизация требований налоговых органов и их различный набор по регионам при предоставлении мер поддержки налоговыми органами».

В 17,3% случаев банки прекратили предоставлять средства в рамках согласованных ранее кредитных договоров (в том числе кредитных линий) в связи с падением выручки или ухудшением иных показателей, определяющих финансовое положение заёмщика или по иным основаниям, предусмотренным кредитным договоров и вызванным реализацией ограничительных мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции.

Десятая часть компаний столкнулась с тем, что им продолжили начислять пени и штрафы по кредитам, несмотря на обращение за рефинансированием или реструктуризацией.

Проблему «отказ в удалённом открытии счетов, несмотря на рекомендации Банка России» указали 5,1% организаций.

Реже всего компании сталкивались с проблемой, связанной с блокировкой операций по счёту из-за их транзитного характера (банки могли обосновывать эти блокировки уменьшением налоговых платежей), её отметили только 3,8% респондентов.

image008.png

*Компании могли указать несколько вариантов ответа, поэтому совокупная доля не сводится к 100%.

Ответы «Другое»:

- Мера замечательная, но на словах. Так, например, наша компания может рассчитывать на 1,9 млрд рублей по постановлению 582, но, поскольку задолженность заёмщика не обеспечивается государственными гарантиями в адрес кредитора, а субсидируется только часть процентной ставки со стороны государства, риски невозврата тела кредита лежат на кредиторе, при этом не каждый кредитор готов выдать кредитный лимит в размере 1,9 млрд рублей для компании, которая из-за пандемии не работает и, следовательно, лишена выручки. Второе ограничение: государство разрешило подписывать договор только с одним кредитором, и в условиях, когда риски банками минимизируются за счет сокращения кредитного портфеля, получается, что сумма помощи компании, в нашем случае в 4 раза меньше, чем возможная. Для того, чтобы данная мера работала, необходимо выдавать государственные гарантии под кредиты, выдаваемые банками для пострадавших отраслей.

- Отказ в финансовой поддержке из-за отсутствия в списке пострадавших предприятий.

- ОКВЭД не проходит ни по одной программе (46.49.49).

- Бизнесу необходима компенсация отрицательного денежного потока, сложившегося из-за глобального снижения спроса и выручки, отвлечения персонала на изоляционные выходные при сохранении оплаты труда, при сохранении объёма других постоянных расходов. Разработанные меры предусматривают поддержку в этом направлении: системообразующих предприятий и обслуживающих, непроизводящих отраслей по списку Правительства. Вся масса малого и среднего предпринимательства в реальном секторе экономики брошена выживать своими силами и средствами, обеспечивать показатели занятости и экономической стабильности по стране - своим путём, не связанным с государственной поддержкой.

- Наша отрасль (авторитейл) попала в наиболее пострадавшие. Но критерий - точное соответствие ОКВЭД уставным документам. При этом ОКВЭД очень подробный, у нас в уставе указан ОКВЭД более верхнего уровня, и исходя из этого формализма мы отрезаны ото всех мер поддержки.

- Компания была ошибочно не включена в реестр МСП в 2019 году; направляли запросы в ИФНС, МИФНС 46 об исправлении ошибки и включении в реестр, было отказано по формальным основаниям. Посоветовали ждать августа 2020 года, когда реестр автоматически обновится.

- Все меры поддержки направлены только на российские организации. Филиал иностранной компании с аккредитацией, на учёте в налоговой, платит огромные суммы налогов (налог на прибыль, НДС, налог на имущество, страховые взносы, ...), но воспользоваться никакими послаблениями не может. У компании арендный бизнес (офисные помещения и машиноместа). Доходы от аренды резко упали (арендаторы воспользовались форс-мажорными обстоятельствами и не платят, некоторые попали в список особо пострадавших отраслей). А расходы на содержание помещений остались, налоги нужно платить, зарплату нужно платить. Компания оказалась в сложной финансовой ситуации, без поддержки.

- Неопределённость с составом предприятий, признаваемых системообразующими, - системообразующим является холдинг целиком (группа) лиц или только та организация, которая включена в Перечень? Проблема осложняется, если в Перечень включена головная компания холдинга.

- Длительность процессов согласования, а в следствии и начисление пеней и штрафов, обращений в банк с целью приостановить требования квартальных отчетностей.

- Компания отправила заявки, но не смогла получить кредит на пополнение оборотных средств в размере не более 3 млрд рублей на срок до 12 месяцев по ставке не выше 5 процентов (ПП РФ от 24.04.2020 № 582) в связи с внесением изменений в ПП РФ от 24.04.2020 № 582 и не включение в перечень получателей таких кредитов предприятий АПК.

- Пока мера разрабатывалась, необходимое направление поддержки стало неактуальным в практике компании (наряду с ограничениями по применимости, заложенными в положениях соответствующего НПА по мере).

- Содержание сотрудников на карантине в момент прибытия на объект и убытия с объекта.

- Условие использования мер поддержки, как правило, снижение выручки за I и/или II квартал 2020 года по сравнению с АППГ. Это не учитывает особенности компаний, деятельность которых носит проектный характер, или для компаний с длительным циклом производства (более года), так как воздействие эпидемии на эти организации ожидается позже. Также надо отметить, что выручка начисляется пропорционально понесенным затратам в соответствующем периоде, таким образом начисление выручки не означает получение денежных средств от Заказчиков в ближайшее время 30-90 дней, при этом ожидается потребность в финансировании затрат.

Компании различного размера на вопрос о проблемах и ограничениях отвечали примерно одинаково. По отраслевому признаку выделяется торговый сектор, для которого значимость проблемы «бюрократизации требований налоговых органов и их различный набор по регионам» максимальная.

Большинство организаций – 79,6% – не сталкивалось в своей деятельности с ограничениями в доступе к банковским услугам (кредитным или расчётным), вызванными мероприятиями по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции. 14,5% респондентов ответили «иногда». Доступ к банковским услугам зачастую был ограничен в 3,6% случаев. Услуги фактически не оказываются 1% опрошенных компаний. Пропустили вопрос 1,3% участников опроса.

По размеру и виду экономической деятельности ответы не отличаются.

Помимо предложенных Правительством РФ мер финансовой поддержки российскому бизнесу необходимы:

- рефинансирование кредитов специализированным правительственным агентством / государственной корпорацией за счёт государственных субсидий или путём предоставления госгарантий;

- реализация значимых инфраструктурных проектов федерального или регионального масштаба;

- существенное увеличение (до 10 млрд рублей) лимитов по кредитам на пополнение оборотных средств;

- а также обеспечение платёжеспособности потребительского спроса за счёт расширения программ поддержки потребительского кредитования.

Перечисленные меры указали более трети респондентов, отвечая на вопрос о наиболее эффективных мерах поддержки в финансовой сфере, которые могли бы помочь компаниям снизить долговую нагрузку, упростить доступ к финансовым ресурсам, упростить доступ к банковским услугам.

Четверть участников опроса отметила варианты «необходимо изменение политики по установлению кредитных и инвестиционных рейтингов (мораторий на снижение, снижение требований по рейтингам и т.п.)» и «установление возможности досрочного погашения кредитных обязательств без штрафов».

Минимальное число компаний (8,8%) заинтересовано в расширении возможностей инвестирования средств субъектов коллективных инвестиций.

image009.png

*Компании могли указать несколько вариантов ответа, поэтому совокупная доля не сводится к 100%.

Только 14% компаний торгового сектора считают, что бизнесу необходима мера «реализация значимых инфраструктурных проектов». Более трети компаний из других отраслей указали этот вариант.

Почти 60% финансовых и страховых организаций уверены, что нужно расширить программы поддержки потребкредитования для обеспечения платёжеспособности потребительского спроса. Из промышленных компаний с этим согласились 23%.

В существенном увеличении лимитов по кредитам (до 10 млрд рублей) заинтересованы прежде всего промышленные и строительные компании, их доля достигает 45%. Среди финансовых и страховых организаций ответ отметила только десятая часть.