домой 22 августа 15:14

Российский союз промышленников и предпринимателей

Поиск

Позиции РСПП

Позиция Бюро Правления РСПП по проекту федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)»

Постановление Бюро Правления РСПП

Российский союз промышленников и предпринимателей придает большое значение реализации эффективной государственной политики в сфере тарифов и ценообразования, основанной на комплексном правовом регулировании в этой области, которое должно быть обеспечено с принятием нового федерального закона "Об основах государственного регулирования цен (тарифов)".

Основными задачами законопроекта, разрабатываемого совместно ФАС России и Минэкономразвития России в соответствии с Указом Президента РФ от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", должны стать унификация основных принципов тарифного регулирования, а также обобщение перечня регулируемых цен (тарифов) и видов деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях.

При этом основополагающим принципом государственной политики по развитию конкуренции является государственное регулирование цен (тарифов), которое основано на окупаемости и снижении издержек организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, повышении эффективности инвестиций и обеспечении интересов потребителей в долгосрочной перспективе.

Бюро Правления РСПП в целом поддерживает основные положения законопроекта и отмечает, что его разработка осуществлялась при активном взаимодействии с Комитетом РСПП по развитию конкуренции, с представителями крупнейших российских компаний и экспертного сообщества.

В результате совместной работы был выработан целый ряд эффективных для развития регулируемых отраслей и экономики Российской Федерации решений. Законопроект приобрел рамочный характер, сохранив наиболее важные, существенные для ведения бизнеса базовые положения, которые в будущем могут стать надежной правовой основой для последовательного и органичного процесса реформирования системы ценового регулирования с целью улучшения инвестиционного климата в стране.

Вместе с тем, анализ проекта федерального закона "Об основах государственного регулирования цен (тарифов)" (в редакции от 22.01.2019г.) (далее – законопроект) показывает, что ряд положений законопроекта всё ещё нуждается в существенной корректировке.

1. В законопроекте перечислены сферы регулируемой деятельности, однако отсутствуют исчерпывающие основания для государственного регулирования цен, что лишает правоприменителя возможности впоследствии прекратить государственное регулирование.

Считаем необходимым исключить из законопроекта положения, согласно которым допускается государственное регулирование цен по основаниям, не предусмотренным законом, а также возможность введения государственного регулирования цен на конкурентных рынках для случаев, предусмотренных федеральным законом.

Содержащийся в законопроекте перечень сфер регулируемой деятельности сформулирован недостаточно корректно и нуждается в существенной доработке. Так, в перечне содержится одновременное указание на государственное регулирование цен в отношении деятельности субъектов естественных монополий (п. 1 ч.1 ст.4) и железнодорожного транспорта (п.7 ч.1 ст.4) – что гораздо шире, чем деятельность соответствующих субъектов естественной монополии, к которой отнесены только  железнодорожные перевозки.

2. Законопроект не предоставляет инвесторам достаточных гарантий стабильности условий, прозрачности и ясности при осуществлении тарифного регулирования.

Так, при том, что возврат инвестиций через тариф будет осуществляться как правило, после ввода в эксплуатацию или постановки объекта на балансовый учет, порядок возврата стоимости инвестиций и уровень доходности в законопроекте не урегулированы.

РСПП считает так же нецелесообразным безусловно ограничивать возможность включения в состав необходимой валовой выручки регулируемого субъекта инвестиционных расходов на проекты развития, реализуемые в интересах конкретных потребителей (ч.5 ст.18). Представляется, что данная норма требует существенной корректировки, как минимум путем введения градации таких потребителей. Кроме того, это положение противоречит распоряжению Правительства РФ от 17.01.2019 №20-р "Об утверждении плана "Трансформация делового климата", которое направлено на повышение доступности электросетевой инфраструктуры, в том числе и на преодоление финансовых барьеров. Указанная норма законопроекта создаст дополнительные финансовые обременения для бизнеса (в особенности малого и среднего), лишив его действующих в настоящее время стимулов к созданию новых предприятий и инфраструктурных объектов.

Кроме того, по мнению РСПП, норма о том, что инвестиционные расходы, подлежащие включению в необходимую валовую выручку регулируемого субъекта, могут быть ограничены в случаях, предусмотренных Правительством РФ (ч.1 ст.18) также не способствует стабильности условий при осуществлении инвестиций.

3. Необоснованным представляется исключение из состава необходимой валовой выручки расходов регулируемого субъекта на внесение платы концессионера (частного партнера) (п. 3 ч. 6 ст. 12).

4. Требует уточнения порядок определения прибыли регулируемой организации. Законопроект предусматривает необходимость определения размера прибыли каждый год долгосрочного периода (ч.2 ст.20), в то время как инвестор или регулируемая организация принимают на себя долгосрочные обязательства по осуществлению регулируемого вида деятельности. При этом законопроект не предусматривает ни минимальные, ни максимальные границы размера прибыли регулируемой организации.

Предлагаем сохранить норму прибыли, установленную действующими нормативными актами в отношении большинства регулируемых видов деятельности в размере 5%, а также дополнить законопроект указанием конкретных условий, с учетом которых регулируемая организация сможет получать прибыль в большем объеме. РСПП придерживается мнения, что экономия на расходах не может рассматриваться в качестве замены предпринимательской прибыли.

5. Представляется недостаточным указание в законопроекте метода сравнительного анализа (эталонных расходов (затрат)) в качестве основного. Такой подход не позволит применять экономически обоснованный и зарекомендовавший себя на практике метод обеспечения доходности инвестированного капитала, что скажется отрицательно на привлечении инвестиций в регулируемые отрасли.

Дополнительно считаем важным отметить, что в связи с императивными положениями законопроекта относительно применения в качестве основного метода сравнительного анализа (эталонных расходов (затрат) и презумпции использования метода эталонных затрат без учета отраслевой специфики, а также необходимости корректировки или разработки значительного количества подзаконных нормативных правовых актов, переходный период должен быть установлен на срок не ранее 2023 года.

6. РСПП не поддерживает предлагаемый подход к исключению амортизации при определении необходимой валовой выручки регулируемого субъекта (ч.6 ст.18). Данное исключение может быть принято только с одновременным внесением необходимых изменений и дополнений в законодательство, а также после оценки социально-экономических последствий такого исключения. Законопроект уже содержит запрет по учету в необходимой валовой выручке дважды одних и тех же затрат, который может быть дополнен ограничением включения амортизации в необходимую валовую выручку предельными значениями, предусмотренными соответствующими инвестиционными  программами.

7. Принципиальные возражения вызывают положения законопроекта (ст. 33), согласно которым в рамках проверки может быть проверен период, составляющий до двух подряд долгосрочных периодов регулирования, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Предлагаемая глубина проверки в этой ситуации составит 10 лет, что представляется чрезмерным и необоснованным.

8. Законопроект допускает ограничение размера расходов регулируемого субъекта на оплату труда без обязательного учета тарифных соглашений (минимального размера расходов на оплату труда в соответствующей сфере) (ч.1 ст.19). Такой подход препятствует выполнению регулируемым субъектом своих обязательств в рамках трудовых отношений, поэтому следует ограничить снижение размера расходов регулируемого субъекта на оплату труда условиями тарифных соглашений.

9. РСПП выступает против предоставления права беспрепятственного доступа в помещения регулируемого субъекта для должностных лиц органов тарифного регулирования (ст.31).

10. Законопроект содержит порядка 40 отсылочных норм. Таким образом, регулирование существенных правоотношений в данной сфере, таких, как установление перечня цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию, эталонный уровень операционных расходов, нормы доходности инвестиционного капитала, размер расчетной предпринимательской прибыли будут определяться Правительством РФ.

Для комплексной оценки особенностей будущего подзаконного регулирования необходима одновременная разработка и вступление в силу рассматриваемого законопроекта и соответствующих актов Правительства РФ.

Предлагаем Минэкономразвития России и ФАС России совместно с представителями РСПП, отраслевого бизнеса подготовить «дорожную карту», закрепляющую основные направления дальнейшей работы, а также примерное содержание, формат и сроки принятия нормативных решений, разработка которых необходима для реализации реформы тарифного регулирования. 

11. РСПП полагает целесообразным внести следующие корректировки в законопроект:

- предусмотреть на уровне подзаконных актов необходимость унификации тарифной отчетности с налоговой и бухгалтерской отчетностью, так как регулируемые организации ведут бухгалтерский, налоговый, технический учет, а также отчетность по международным стандартам, что создает необоснованную нагрузку на хозяйствующие субъекты и увеличивает их затраты;

- предусмотреть обязанность регулирующего органа ознакомить регулируемую организацию с экспертным заключением в сроки, достаточные для представления мотивированных возражений при установлении тарифа;

-  скорректировать законопроект в части принятия к учету при расчёте тарифа расходов на иные (помимо перечисленных в законопроекте) экономически обоснованные виды страхования, в частности – расходов на добровольное медицинское страхование (ДМС).

 

РСПП считает, что реализация изложенных выше предложений будет способствовать совершенствованию законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) и его эффективному применению.

Rambler's Top100 Rambler's Top100
11111