В РСПП обсудили переход грузовых вагонов с роликовых на кассетные подшипники

© Комитет РСПП по международному сотрудничеству

1 октября 2019 года в РСПП состоялось заседание подкомитета по транспорту и логистике Комитета РСПП по международному сотрудничеству на тему: «Эффективность вагонного парка на международном рынке: переход грузовых вагонов с роликовых на кассетные подшипники».

Заседание открыл Председатель подкомитета по транспорту и логистике, Директор Центра стратегического развития логистики О.Н. Дунаев. В дискуссии по теме заседания приняли участие представители операторского сообщества, члены Президиума СРО Союз операторов железнодорожного транспорта и другие участники перевозочного процесса.

Обсуждались вопросы влияния на затраты и конкурентоспособность российских операторов и иных владельцев железнодорожного подвижного состава, российских предприятий, осуществляющих ремонт и обслуживание подвижного состава, а также грузовладельцев решения об обязательном оборудовании с 01 января 2021 года колесных пар парка грузовых вагонов РФ кассетными подшипниками. Такое решение было принято Комиссией вагонного хозяйства Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (далее – Совет) на заседании в сентябре с.г. Данный вопрос, также, включен в повестку дня Семьдесят первого заседания Совета, которое пройдет 15-16 октября 2019 года в Минске.

Участники дискуссии отметили, что стоимость предлагаемого технического решения составит от 280 до 320 млрд. рублей. Кроме того, используемый в настоящее время роликовый подшипник устанавливается на типовые модели грузовых вагонов уже более 30 лет и является унифицированным к применению на всем пространстве колеи 1520, ремонтируется более чем на 150 вагоноремонтных предприятиях, в том числе в странах СНГ и Балтии. Участники дискуссии подчеркнули, что в настоящее время отсутствуют какие-либо исследования или иные достаточные обоснования, подтверждающие необходимость или целесообразность проведения тотальной замены роликовых подшипников на кассетные, а также отсутствуют материалы, подтверждающие своевременность для принятия такого решения Советом и целесообразность такого способа его реализации. Участники дискуссии отметили, что в РФ отсутствует полноценное производство кассетных подшипников.

Эти и другие факторы, согласно единой позиции участников обсуждения, приведут к увеличению стоимости содержания вагона и удорожанию перевозки грузов, снижению конкурентоспособности российских владельцев подвижного состава и снижению транзитного потенциала РФ в целом. Кроме того, принятие решения о переходе на кассетные подшипники, повлечет за собой их резкий искусственный дефицит и, как следствие, удорожание стоимости, а также уход российских компаний на зарубежные рынки ремонта и разрушение единства технического регулирования железнодорожного транспорта в странах Совета.

Участниками дискуссии подчеркнуто, что принятие подобных решений не соответствует принципам устойчивости и предсказуемости государственной политики, направленной на создание благоприятных условий для развития бизнеса в РФ и привлечения долгосрочных инвестиций.

В качестве конкретных шагов по недопущению наступления негативных последствий, как для железнодорожной отрасли, так и для экономики государства в целом, предложено отозвать Извещение с рассмотрения 71-го Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, создать рабочую группу по рассмотрению вопроса целесообразности перехода с роликовых подшипников на кассетные для парка вагонов на тележках 18-100 и аналогов, а также провести анализ всех рисков, связанных с введением такого решения, обратив особое внимание на необходимость локализации производства на территории ЕАЭС.

Кроме того, участниками заседания предложено создать на площадке подкомитета по транспорту и логистике Комитета РСПП по международному сотрудничеству рабочую группу для выработки решений и предложений в адрес бизнес-сообщества и регулирующих органов, направленных на повышение технических показателей использования железнодорожного подвижного состава и затрагивающих интересы всех участников перевозочного процесса при перевозках грузов в международном сообщении.

Участники заседания подчеркнули важность регулярного открытого обсуждения вопросов эффективности вагонного парка на международном рынке.

Поделитесь