Результаты анкетирования «Антикризисный мониторинг – октябрь 2015 года»

Главным последствием кризиса для почти половины компаний (48,1%) стало снижение курса рубля / валютная нестабильность. Этот вариант занимает первое место среди всех возможных ответов уже третий месяц подряд. Второе место по популярности разделили два варианта: «неплатежи со стороны контрагентов» и «недостаток оборотных средств». Они набрали по 40,3%, прибавив в октябре 5,2% и 10,6%, соответственно.

Снижение спроса ощутили на себе в прошедшем месяце 31,2% компаний. Доля выросла незначительно – на 1,2%. Такое же число респондентов выбрали вариант «главное последствие кризиса – недоступность заёмных средств», в сентябре их было меньше на 4,2%.

Пятая часть компаний утверждает, что из-за кризиса ухудшились условия поставки сырья и комплектующих (+7,3% к сентябрьскому значению). 16,9% организаций сократили объёмы производства в кризисных условиях, по сравнению с сентябрём доля выросла на 6,1%.

В три раза упала доля варианта «главное последствие кризиса – сокращение инвестиционных программ или перенос их на более поздний срок» – её значение в октябре 9,1%, а в сентябре оно было 29,7%.

Ограничение импорта мешает 5,2% компаниям оснастить предприятие новым оборудованием, технологиями (доля за месяц не изменилась).

Как и в августе-сентябре, только два респондента ответили, что их компании не сталкивались с проблемами, связанными с экономическим кризисом.

image001.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

Чтобы продолжить работу в кризисных условиях, компании принимают различные меры по адаптации к экономической ситуации в стране.

В первую очередь, организации сокращают расходы. Этот вариант выбрали 84,4% компаний, в сентябре его доля не превышала 80%. Более половины всех компаний-участниц опроса намерены реализовать программы по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий. Доля выросла по сравнению с сентябрём на 8,4%. 

Начать требовать аванс со стороны покупателей собираются 32,5% организаций (+4,8 к значению сентября). Пятая часть компаний планируют отказаться от авансирования поставщиков (+3,2%).

О повышении цен заявили 28,6% респондентов, доля выросла на 5,1%. Вариант «в кризисных условиях компания будет снижать цены» отметили 5,2% участников опроса, как и в сентябре.

Прибегнуть к интенсификации – увеличить выпуск продукции без расширения производства – собираются 19,5% компаний. Этот ответ потерял популярность в октябре: данные различаются на 7%.

15,6% организаций, возможно, решатся переориентировать предприятие на выпуск иной продукции (в сентябре таких компаний было 11,8%). Продать непрофильные активы готовы тоже 15,6% компаний, а профильные активы – только 5,2%.

Оптимизировать затраты предприятия без снижения выпуска продукции (объёма деятельности) и без сокращения объёмов затрат планируют 13%. Доля выбравших этот вариант упала на 4,6%.

В октябре уменьшилась доля компаний, собирающихся в кризисных условиях сохранить или увеличить объёмы инвестиционных программ, – до 11,7% с сентябрьского значения 23,5%. Чуть ниже – на один процентный пункт – доля компаний, готовых сократить объёмы инвестиционных программ.

image002.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%;

Какие именно расходы компании планируют сократить?

70,8% респондентов, указавших, что они готовы снизить расходы компаний в кризис, хотят сократить расходы на потребляемые услуги (консалтинг и т.д.). Перейти на более дешёвое сырьё и комплектующие намерены 53,8% организаций.

41,5% компаний сократят свои расходы на персонал, а 29,2% организаций – расходы на благотворительные социальные программы в регионе присутствия.

image003.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

Мы задали вопрос компаниям, собирающимся снизить расходы на персонал, каким именно образом будет достигнута экономия средств?

78,6% организаций рассчитывают сократить наём новых сотрудников, доля вернулась к августовскому значению после падения в сентябре до 50%. Перевести сотрудников на неполный рабочий день и тем самым сократить расходную часть бюджета планируют 35,7% организаций (доля стала ниже на 4,3%). Уволить часть работников намереваются 28,6% компаний (-1,4% от значения в сентябре). Чуть меньше – 25% организаций – ответили, что планируют сократить сотрудников, работающих неполный рабочий день, и тех, кто находится в отпусках без сохранения зарплаты. В сентябре ни один респондент не выбрал этот вариант.

Пятая часть респондентов указала, что в компании будет происходить снижение «размера» социального пакета. 17,9% компаний собираются снизить заработную плату сотрудников, доля выросла на 7,9% по сравнению с сентябрьскими данными. 

image004.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%