Результаты анкетирования «Антикризисный мониторинг – июль 2015 года»

Главным последствием кризиса для двух третей компаний стал в июле недостаток оборотных средств; по сравнению с июнем, доля этого ответа выросла на 18,7%.

Вариант «снижение курса рубля / валютная нестабильность» потерял за месяц 3,6% и получил тем самым долю 32,1%.

Недоступность заёмных средств ощутила на себе почти треть компаний, принявших участие в опросе, – 32,1% (+3,5% к июньскому значению).

С неплатежами со стороны контрагентов столкнулись 32,1% организаций, этот ответ потерял 9,7%.

Четверть всех респондентов отметили, что главным последствием кризиса для их компании стало снижение спроса на продукцию / услуги компаний, в июне доля выбравших данный вариант была выше – 32,7%.

Об ухудшении условий поставки сырья и комплектующих заявили только 20,8% участников опроса, доля по сравнению с прошлым месяцем почти не изменилась.

Сокращать инвестиционные программы из-за кризиса пришлось 15,1% компаниям, а объёмы производства – 13,2% компаниям. Невозможность оснастить организацию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта товаров, работ, услуг препятствовала деятельности 13,2% компаний.

По этим вариантам ситуация с распределением долей осталась прежней.

Десятая часть всех респондентов ответила, что их компании не сталкивались с проблемами, связанными с экономическим кризисом.

image001.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

Каким образом намерены действовать компании в сложившихся кризисных условиях? Как и в предыдущие месяцы опроса, основной мерой станет сокращение расходов, так ответили 86,8% респондентов (-6% по сравнению с июнем).  Второе место традиционно занимает вариант «в условиях кризиса компания планирует реализовать программы по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий» с долей 45,3%. Четверть организаций собираются увеличить выпуск продукции без расширения производства – прибегнуть к интенсификации. В мае доля этого варианта была чуть ниже – на 3,7%. Перейти на требования авансирования со стороны покупателей планирует 22,6% компаний, по сравнению с маем результаты не изменились. В то же время 17% компаний собираются отказаться от авансирования поставщиков.

Оптимизировать затраты предприятия без снижения выпуска продукции (объёма деятельности) и без сокращения объёмов затрат намерены 22,6% организаций (-4,2% от июньского значения). Продажа непрофильных активов стоит в планах 17% опрошенных компаний, доля этого варианта изменилась незначительно – снизилась на 1,6%. Переориентация предприятия на выпуск иной продукции, возможно, станет выходом из кризисного положения для 14,3% организаций.

Повысить цены собираются15,1% компаний. Вариант «в кризисных условиях компания будет снижать цены» не отметил ни один респондент. Сократить объёмы инвестиционных программ намерены 11,3% компаний, ту же долю получил вариант «компания планирует сохранить или увеличить объём инвестпрограмм». Чуть менее десятой части организаций готовы переориентировать предприятие на выпуск иной продукции, столько же респондентов отметили, что в кризисных условиях им придётся сократить производство / оказание услуг (доля этого варианта выросла в два раза).

image002.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%;

Более половины респондентов, отметивших ранее, что они собираются сокращать расходы в кризис, намерены в первую очередь уменьшить расходы на потребляемые услуги (консалтинг и т.д.), а также начать экономить на закупке сырья и комплектующих. По сравнению с июнем, доля первого варианта снизилась сразу на 14,8%, а второго почти не изменилась. Сократить расходы на персонал готовы 39,1% организаций, в июне их доля была 50,6%. 34,8% респондентов планируют сократить расходы компаний на благотворительные социальные программы, реализуемые на территории присутствия.

image003.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

84,2% компаний из тех, что намерены снизить расходы на персонал, будут сокращать наём новых сотрудников. Чуть менее трети респондентов ответили «компания планирует уменьшать заработную плату», ту же долю – 31,6% – набрали варианты «сокращение расходов на персонал будет происходить путём увольнения сотрудников» или путём перевода сотрудников на работу в условиях неполного рабочего дня, или путём уменьшения числа работников, работающих неполный рабочий день.                Снизить «размер» социального пакета планируют в 10,5% компаниях, собирающихся сократить расходы на персонал.

image004.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

В ходе опроса компании могли оценить, какие новые возможности могут появиться в результате кризиса. Половина всех респондентов указали вариант «импортозамещение».

Кризис способствует снижению издержек, по мнению 30% участников опроса. Долю 28% получили варианты «новые возможности заключаются в увеличении рынка сбыта продукции и услуг компаний» и «в развитии новых направлений, в диверсификации бизнеса».

Почти пятая часть всех опрошенных видит в заключении госконтрактов новые возможности для своего бизнеса. Доля варианта «рост экспорта» составила 14%.

16% компаний не смогли дать ответ на заданный вопрос; десятая часть респондентов уверена, что в результате кризиса не появится никаких новых возможностей.

image005.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%