Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

Результаты анкетирования «Антикризисный мониторинг - апрель 2016 года»

В апреле главным последствием кризиса для компаний 41% респондентов назвали недостаток оборотных средств. В прошлом месяце этот вариант занимал второе по популярности место, однако, доля была выше - 46,8%.

Доля ответа «неплатежи со стороны контрагентов», составлявшего по результатам мартовского 50%, потеряла в апреле 12,8%, снизившись до значения 37,2%.

Валютная нестабильность/снижение курса рубля оказали негативное влияние на 35,9% компаний. По сравнению с мартом ситуация не изменилась.

Снижение спроса на продукцию ощутили на себе в апреле 30,8% компаний (-9,6% от значения в марте).

Главным последствием кризиса стало сокращение инвестиционных программ в компании или перенос на более поздний срок, по мнению 23,1% респондентов. Доля прибавила за месяц 6,1%.

Вариант «ухудшение условий поставки сырья и комплектующих» набрал в апреле 19,2% (+2,2% по сравнению с прошлым месяцем).

Только 15,4% организаций назвали в качестве главного последствия кризиса - недоступность заёмных финансовых ресурсов. Доля этого варианта продолжает снижаться - если в марте она потеряла 7,9%, то в апреле ещё 11,4%.

11,5% компаний сократили в апреле объёмы производства, именно это стало для них главным последствием кризиса. В марте доля была выше - 19,1%.

Десятая часть респондентов столкнулись с невозможностью оснастить организацию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта товаров, работ, услуг. Доля выросла на 3%.

В апреле мы добавили в анкету два возможных варианта «рост фискальной нагрузки: налоговых и неналоговых платежей» и «рост административной нагрузки при сборах фискальных платежей». Их отметили, соответственно, 11,5% и 9,5% участников опроса.

Только три респондента ответили, что их компании не сталкивались с проблемами, связанными с экономическим кризисом в России.

image001.png

  *Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

Как и в марте, 88,3% компаний собираются в кризисных условиях сокращать расходы. 53,2% организаций планируют реализовывать программы по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий. Доля этого ответа вернулась к февральскому значению, тогда как в марте она была ниже на 10%.

36,4% респондентов указали, что их компании будут требовать аванс от покупателей, а 16,9% – откажутся от авансирования поставщиков. По сравнению с мартом, доля первого варианта выросла на 7,7%, а второго потеряла сразу 10,8%. К интенсификации (увеличению выпуска продукции без расширения производства) собираются прибегнуть 29,9% компаний. Доля за месяц прибавила 6,5%. Повысить цены на продукцию или услуги компании хотят 29,9% организаций. Доля не изменилась. Вариант «планируем снизить цены» набрал только 6,5%, он снизился в два раза. Сократить объёмы инвестиционных программ придётся пятой части компаний, доля выросла по сравнению с мартом на 8%.

15,6% организаций ответили, что собираются сохранить или увеличить объёмы инвестиционных программ. Продать непрофильные активы готовы 15,6% компаний (-3,5% от значения в марте). Переориентировать предприятия на выпуск иной продукции намерены 13% компаний. Доля за месяц потеряла 4%. Сократить производство или оказание услуг планируют 7,8% организаций, доля снизилась по сравнению с мартом на 11,3%.

6,5% респондентов указали вариант «в кризис компания будет оптимизировать затраты предприятия без снижения выпуска продукции (объема деятельности/производства) и сокращения расходов», в прошлом месяце их доля была в два раза ниже.

image002.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%;

Как и в марте, в 67,6% компаний сокращение расходов будет происходить за счёт снижения бюджета на потребляемые услуги (консалтинг и т.д.). Впервые за все месяцы антикризисного мониторинга вторым по популярности ответом стал «в планах сокращение расходов на персонал» – она набрал долю 52,9%.

47,1% организаций готовы перейти на более дешёвое сырьё и комплектующие. Доля организаций, планирующих сократить расходы на благотворительные социальные программы, составила 36,8%.

image003.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

Большинство компаний (71,4%), собирающихся снизить расходы на персонал, откажутся от найма новых работников. 42,9% организаций собираются уволить часть сотрудников. В марте доля была ниже на 3,3%. Перевести сотрудников на работу на условиях неполного рабочего времени или отправить работников  в отпуска без сохранения заработной платы планируют 40% компаний. Снизить «размер» социального пакета готовы 34,3% компаний. В марте этот вариант выбрали 20,8% участников опроса.  Также 34,3% компаний отметили вариант «в планах сокращение заработной платы». Доля выросла за месяц почти в три раза.

image004.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

В феврале мы добавили в анкету вопрос: участвуют ли компании в реализации дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда региона.  

В апреле 20,5% респондентов отметили вариант «стажировка сотрудников», чуть меньше – 17,9% – указали, что в их компаниях ведётся опережающее обучение сотрудников. В марте доля обоих этих вариантов составляла по 24,4%. Временную занятость организуют 15,3% – доля за месяц не изменилась.

66,7% участников опроса пропустили данный вопрос.

Социальные программы в компаниях включают в себя в 78,3% случаев оплату путёвок (санаторно-курортное лечение, детский отдых). 60% организаций осуществляют дополнительные социальные выплаты, не предусмотренные законодательством. Добровольное медицинское страхование действует в 50% компаний, а в 20% – дополнительное пенсионное страхование. 41,7% респондентов, указавших, что в их компаниях действуют социальные программы для работников, выбрали вариант «жилищные программы для работников (возможно  с использованием механизмов ипотечного кредитования).

image005.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

*Вариант был добавлен в анкету в апреле