Индекс деловой среды в ноябре 2019 года

РСПП провёл очередной раунд опроса представителей бизнеса.
Сводный Индекс потерял за месяц 0,9 пункта, его значение в ноябре составило 47,4 пункта.

image001.png

Индекс рынка производимой продукции прибавил 1,6 пункта до значения 47,8 пункта, тем самым он почти вернулся к значению, полученному в августе и сентябре.

Респонденты стали чаще отмечать варианты «цены закупки остались на прежнем уровне» и «снизились», благодаря этому показатель вырос на 2,9 пункта до 33,8 пункта. Индикатор «цены продаж» смог отскочить от минимального значения за 2019 год – 44,1 пункта, которое было зафиксировано в прошлом месяце; в ноябре он стал выше на 3 пункта, его значение равно 47,1 пункта.

Индикатор спроса в отрасли составил 44,5 пункта; «спрос на продукцию / услуги компаний» – 49,6 пункта, разница в обоих случаях по сравнению с данными за октябрь 0,2 пункта, что укладывается в статистическую погрешность.

Уровень конкуренции, согласно ответам респондентов, несколько вырос – значение компонента Индекса прибавило 1,9 пункта до 64 пункта.

Индекс B2B опустился в ноябре на 1,7 пункта, его значение составило 47,6 пункта.

Индикатор «количество новых заказов» по-прежнему находится в положительной зоне оценки со значением 55,5 пункта, он прибавил за месяц 1,7 пункта. Показатель «сроки выполнения текущих заказов» стал ниже на 1,1 пункта, он равен 47,1 пунктам.

Компонент Индекса «обязательства компаний перед контрагентами» перешёл в отрицательную зону оценки со значением 49,3 пункта (-0,7 пункта за месяц). Значимо ухудшились оценки выполнения контрактных обязательств со стороны контрагентов – показатель упал на 6,4 пункта до 38,6 пункта.

image002.png

Индекс логистики в ноябре – 46,6 пункта. В прошлом месяце он был выше на 1,4 пункта. Показатель «уровень складских запасов», находившийся в октябре в положительной зоне оценки, потерял 3,3 пункта, его значение – 48,2 пункта. Оценки логистики в целом стали ниже – индикатор опустился на 3 пункта до значения 44,9 пункта.

Компонент Индекса логистики «среднее время доставки» единственный показал рост – его значение составило в ноябре 46,7 пункта против октябрьского 44,7 пункта.

image003.png

Значение Индекса B2G не изменилось – в оба месяца оно составило 50,4 пункта.

Индикатор «взаимоотношения бизнеса с органами власти» остался в положительной зоне оценки со значением 51,8 пункта (-0,6 пункта от значения октября). Показатель «взаимоотношения с банками и финансовыми институтами» вырос на 0,3 пункта до пограничной отметки 50 пунктов. Значение компонента Индекса «взаимоотношения с иностранными партнёрами» почти не изменилось – оно равно 49,3 пункта (+0,2 пункта за месяц).

image004.png

Индекс финансовых рынков составил 47,5 пункта.

Значение компонента Индекса «финансовое положение компаний» в октябре и в ноябре – 46,7 пункта.

Показатель «состояние фондовых рынков» стал ниже на 0,2 пункта, его значение – 47,4 пункта. В то же время респонденты скорее довольны ситуацией на валютном рынке – здесь зафиксирован рост индикатора на 2,6 пункта до значения 48,5 пункта, и это максимум за последние три года.

image005.png

Индекс личных оценок после того, как в октябре достиг максимума за последние пять лет исследования, не удержал позиций и потерял за месяц 0,5 пункта. Его значение составило 46 пунктов.

Большинство компаний – 70,8% – считает, что за месяц ситуация не изменилась. В октябре этот ответ выбрали 82,9% участников опроса.

Перераспределение оценок произошло в пользу негативных вариантов ответа.

image006.png

Основной вклад в отрицательную динамику Сводного Индекса деловой среды РСПП внёс Индекс социальной и инвестиционной активности. Он упал в ноябре сразу на 5,4 пункта, составив 45,7 пункта.

Согласно полученным результатам,

  • 48,5% опрошенных компаний вели в ноябре инвестиционные проекты, в октябре их доля была немного выше – 50,6%;
  • 64,7% организаций нанимали новых сотрудников (-1,2% от значения октября);
  • в 16,2% организаций происходило увольнение персонала, доля выросла на 3,3%;
  • меры по сокращению рабочего времени для оптимизации издержек применяли также 16,2% компаний. За месяц доля стала больше на 6,8%;
  • в 58,8% опрошенных организаций действуют социальные программы для сотрудников, здесь доля сократилась сразу на 17,7%;
  • доля компаний, которые вели иные социальные программы, – 47,1%. По сравнению с октябрём, доля изменилась на 5,8%.

image007.png